Печальный и смешной: к 110-летию актера Сергея Филиппова

Худой, высокий, некрасивый, с длинными руками и ногами, в обуви 47‑го размера — разве такие могут иметь успех в кино? Могут, еще какой! Сергей Филиппов был бешено популярен в советские годы, и спустя время любовь зрителей к блестящему актеру не становится меньше. Со дня рождения Сергея Филиппова в этом году исполнилось 110 лет. Хороший повод пересмотреть парочку любимых фильмов и вспомнить о судьбе артиста, наглядно свидетельствующей: слава и успех далеко не всегда идут об руку с простым человеческим счастьем.

«Карнавальная ночь».

Трудный подросток

Сергея Филиппова мать растила одна: отец-слесарь, любивший алкоголь больше семьи, однажды просто собрал свои вещи и не вернулся. Сережа плохо учился, а по поведению вообще имел «неуд». Мать пристроила сына в ученики к пекарю, но Сергей так увлеченно читал Джека Лондона, что испортил целую партию выпечки, за что был изгнан разгневанным хлебопеком. В учениках у немца-краснодеревщика тоже «отличился» — испортил дорогой антикварный шкаф. Не задержался в помощниках ни у слесаря, ни у садовника, даже из грузчиков его и то погнали. Но… тайком он танцевал перед зеркалом — часами пытался повторять различные балетные фигуры. Однажды, идя по улице, увидел в окнах клуба, как занимается танцевальная студия, и явился к руководителю. Тот не пришел в восторг от тощего длинного мальчишки, но парней на танцах всегда недобор, и Филиппов был принят. Очень скоро он сделался в своей студии лучшим танцором и всерьез решил покорять академическую сцену. Увы, несмотря на успехи в учебе, балетная карьера оборвалась на первой же постановке: на одной из репетиций спектакля «Красный мак» ленинградского Театра оперы и балета, где предстояло танцевать партию кочегара, молодому артисту стало плохо. Постоянный голод и физические нагрузки привели к сердечному приступу. Балет оказался под строжайшим запретом, но Филиппов нашел свою подлинную стезю — стал актером ленинградского Театра комедии.

Бесстрашный

В кино Сергей Филиппов даже самые сложные трюки делал всегда сам, без каскадеров и дублеров. В 1937 году снимался в своем дебютном фильме «За Советскую Родину». Роль была без слов: герой-белофинн должен был выскочить из засады, пробежать по бревну, выстрелить в красноармейца и рухнуть в воду от разрыва гранаты. Актер великолепно плавал и нырял — все-таки вырос в Саратове, на Волге. Но не учел, что съемки предстоят зимние. Эпизод снимали в четыре дубля: четыре раза дебютант падал в ледяную воду, его доставали окоченевшего, растирали спиртом, переодевали в сухое — и все повторялось. Он был склонен к риску: на съемках «Укротительницы тигров» в клетку к тиграм входил сам, сразу отказавшись от дублеров. К слову, с полосатыми хищниками Филиппов так сжился, что однажды даже отвесил тигру пинка, вызвав негодование дрессировщика: «Даже я себе такого не позволяю!» Точно так же он обнимался с живым медведем в «Косолапом друге», падал с моста, ломая перила собственным телом, а в фильме «Триста лет тому…» его даже поднимали на дыбу.

Сатирик

Укротитель Казимир Алмазов, бюрократ Комаринский, лектор в «Карнавальной ночи», ефрейтор Шпукке в «Новых приключениях Швейка»… Рина Зеленая вспоминала: «Он был так любим, что его героев цитировали все». Что ни фраза в кино, то афоризм, не сходящий с языков долгие годы: даже из самой маленькой эпизодической роли Филиппов со своим даром подмечать в людях смешное, неприятное и характерное умудрялся создать шедевр. Он всегда играл больше, чем заложено в сценарии: для режиссеров Филиппов был гарантией того, что из пары реплик родится запоминающийся яркий эпизод.

Специалисты отмечали огромный сатирический дар актера, мастерски изображавшего пошляков и алкоголиков, лодырей и зазнаек, бюрократов и проворовавшихся управленцев. Филиппов свое дарование направлял на то, чтобы обличать подлецов и мошенников, играя их гротескно и безжалостно высмеивая. Увы, но там, где умные люди видели блестящую работу комика, более недалекие и необразованные отождествляли артиста с персонажами и считали его «своим». Филиппова постоянно цепляли на улицах пьяницы и тунеядцы, а он не мог этого вынести. «О господи, что я вам — животное?! Вы можете пройти мимо и дать мне жить, как я хочу?» — кричал он надоедливым поклонникам, хватавшим его за пальто. «Ну что я за актер такой? Почему ко мне вечно лезет знакомиться всякая шваль?» — сетовал в разговорах с коллегами по цеху. И славу свою ненавидел: так раздражали его постоянные приставания.

Трагик

Среди всех героев Филиппова особое место занимает Киса Воробьянинов. В фильме Леонида Гайдая актер снимался, будучи тяжело больным, — в 1965‑м у него обнаружили рак мозга. Гайдай колебался, стоит ли снимать артиста, и пригласил на роль Кисы Ростислава Плятта. Но Филиппов настаивал: что бы ни случилось, сниматься он все равно хочет и будет! Когда эта история дошла до Плятта, он благородно отказался от роли и в итоге читал в фильме текст от автора.

Леонид Гайдай и Сергей Филиппов на съемках фильма «Двенадцать стульев».

Киса Воробьянинов в исполнении Филиппова получился не столько смешным, сколько трагикомическим персонажем: некогда богач, предводитель дворянства и светский лев, потерявший все и проходящий всевозможные унижения в погоне за драгоценностями тещи, ничего в итоге не получивший. «Я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы», — жаловался Филиппов. Его Воробьянинова хорошим человеком не назовешь, однако там, где все видели только комедийное, актеру удалось передать и трагедию.

Неизвестный

Судьба к Филиппову была неласкова: после всех мытарств со здоровьем, включая трепанацию черепа, он умер в 1990 году в полном одиночестве (первая жена давно бросила его и с сыном эмигрировала в США, вторая скончалась за год до его смерти). От «Ленфильма» помощи не дождались, деньги на скромное погребение по знакомым собирал знаменитый Шурик — Александр Демьяненко, организовывала похороны актриса Любовь Тищенко. Газета, в которую обратились коллеги Филиппова, отказалась печатать некролог: мол, что это за актер, который «никому не известен». А ведь он за жизнь сыграл в кино около 100 ролей! И только время расставило все на свои места, сметя шелуху и поместив Сергея Филиппова туда, где он по праву должен находиться, — в пантеон лучших актеров ХХ столетия.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter