Печально, но закономерно: Молдова пожинает плоды «разворота на Запад»

Печально, но закономерно

Южную республику с сентября сотрясают протесты. Люди выступают с простыми и понятными требованиями снизить цены на газ и электроэнергию, поставить под контроль бьющую рекорд за рекордом стоимость продуктов питания. Однако и президент Майя Санду, и правительство Молдовы, похоже, сделали выбор в пользу европейского способа общения с согражданами. К недовольному народу, каждое воскресенье собирающемуся в центре Кишинева, выходит только полиция. С 18 сентября, когда в столице страны возник первый стихийный палаточный лагерь, ни один чиновник так и не соизволил узнать у бунтующих молдаван, чего они хотят.

«Россия погрузила Молдову во тьму... Мы не можем доверять режиму, который оставляет нас без света и тепла, который намеренно убивает людей только для того, чтобы держать другие народы в нищете и унижении», — написала вчера Майя Санду на своей странице в Facebook.

Слепы и глухи

Зато представителей власти можно часто увидеть в СМИ. Особенно блистает там госпожа президент, которой явно нравится быть в кадре или на передовицах западных газет. Правда, молдаване давно выучили простую формулу: Санду появляется в прессе — жди беды. Хороших новостей, равно как и адекватных предложений о том, как же выбраться из поглотившего страну кризиса, от Майи Григорьевны даже не ждут.

Согласно опросу агентства iData, 77 процентов молдаван считают, что правительство страны не принимает эффективных мер по борьбе с энергетическим кризисом, 36,4 процента заявляют, что власти вообще ничего не делают, а 63 процента уверены, что за последний год их уровень жизни серьезно упал. 
Немудрено, ведь инфляция в стране приближается к 35 процентам и, похоже, никто не собирается включать для нее стоп-сигнал.
Единственным, чем Санду ответила на претензии сограждан, стала недавняя пространная статья в газете Politico, где президент признала: 65 процентов всех доходов молдаван будут тратиться этой зимой на отопление.

Молдова, кажется, всерьез решила следовать принципу «Назло маме отморожу уши». Жители страны платят сейчас самую высокую цену за газ в Восточной Европе. На данный момент его закупочная стоимость составляет 1031 доллар США за тысячу кубометров. А могла быть не более 250 долларов, если бы заключенное еще при президенте Додоне крайне выгодное соглашение с Россией 2019 года было продлено. Но желание быть независимыми от «мордорского» газа привело к суверенитету от здравого смысла, и теперь простые жители вынуждены будут половину зарплаты отдавать на то, чтобы банально не умереть зимой от холода.

Газовый схематоз

Правда, чтобы платить за газ, его нужно хотя бы получать. А вот с этим на днях внезапно обнаружилась серьезная проблема. «Газпром» зафиксировал несовпадение объемов газа, который подается на ГИС «Суджа» для транзита в Молдову через Украину, с объемом голубого топлива, которое физически передается нашей южной соседкой молдаванам. Иными словами, часть российского газа оседает где-то в Украине и до конечного потребителя не доходит. В связи с этим руководство компании-поставщика заявило: если транспортный дисбаланс сохранится, то с 28 ноября поставка газа будет сокращена в объеме суточной недопоставки.

Казалось бы, украинские власти воруют чужой газ — старая история, о которой придумано много анекдотов. Однако оказалось, что Киев и Кишинев действуют в одной связке и «Газпром» вскрыл не схему кражи молдавского газа Украиной, а попытки обмануть самого поставщика. Так, оператор газотранспортной системы Украины в характерной хамской манере назвал обоснованные претензии «Газпрома» «грубой манипуляцией фактами» и отметил, что поставляемое голубое топливо доходит до Молдовы, а «Газпром» якобы пытается помешать «виртуальному реверсу» газа и использованию молдаванами хранилищ на территории Украины. В среду слова оператора украинской ГТС подтвердил и вице-премьер Молдовы Андрей Спыну.

«Те объемы газа, которые «Газпром» называет оставшимися в Украине, — это наши сбережения и резервы, хранящиеся на складах в Украине. Эти объемы были и будут полностью оплачены нашей страной», — рассказал он в своем телеграм-канале.

Цель этой чехарды, по словам молдавского вице-премьера, состоит в избежании якобы давления, шантажа и угроз со стороны России.
Правда, Молдову и так никто не трогает — единственное, чего хочет «Газпром», так это погашения задолженности со стороны Кишинева, которая к ноябрю достигла 590,8 миллиона долларов. Так о какой полной оплате хранящегося в Украине якобы молдавского газа ведет речь Спыну?
Впрочем, узнать все нюансы родившейся между Киевом и Кишиневом схемы вряд ли удастся в ближайшее время — в Молдове по согласованию с Украиной, как заявила сегодня премьер Наталья Гаврилица, были засекречены все сведения, которые касаются энергетики страны.

Помощь придет?

Пока молдаване и украинцы пытаются сыграть в кошки-мышки с «Газпромом», Майя Санду активно примеряет на себя образ Зеленского — старается выбить от Запада хоть немного денег под предлогом помощи тонущей экономике. На мольбы президента отреагировали пока три европейских страны — Румыния, Германия и Франция, вошедшие в «Платформу поддержки РМ». Да и то согласовать транш в размере 100 миллионов евро удалось лишь на третьем заседании.

«Дорогая Майя, смелые и амбициозные усилия, которые вы предпринимаете в Молдове, нужны не только вашей стране, но и всей Европе. Вы можете рассчитывать на поддержку Франции», — написал по-румынски в своем Twitter французский любитель телефонной дипломатии Макрон.

Впрочем, хоть в ответ Санду и рассыпалась в благодарностях, настроение у нее вряд ли было приподнятым. В Молдове ожидали как минимум 695 миллионов помощи. Однако брать на себя второго после Украины нахлебника с собственноручно умерщвленной экономикой развитые страны не горят желанием. Да и высочайший уровень коррупции в стране никто не отменял — согласно только официальным данным, общая сумма средств, обращающихся в серых схемах, достигает 12 процентов ВВП страны. Тем более что активность Службы информации и безопасности Молдовы SIS по выявлению фактов отмывания денег и мошенничества в последние недели более связана с поиском мифического российского следа в протестах, чем с реальным желанием победить коррупцию.

А ведь судьба страны в условиях текущего кризиса могла бы сложиться совершенно по-другому, не приди к власти с помощью американских НКО Майя Санду. Ее европейский путь оказался дорогой в один конец, а выбор партнеров для переговоров говорил сам за себя: первым стал румынский президент (кстати, если кто не в курсе, то госпожа Санду имеет еще и румынское гражданство), а первый зарубежный визит был нанесен в Украину, где почетный караул она приветствовала звонким «Слава Украине!».

Потом было напряженное противостояние с парламентом, где окопались, по мнению президента, предатели, а на самом деле — патриоты и сторонники, пожалуй, наиболее эффективного управленца в молдавской истории Игоря Додона, а затем и арест самого экс-президента.
Правда, пока Санду сражалась с призраком российской угрозы и выжигала крамолу, экономика Молдовы плавно пикировала к худшим за последние два десятка лет показателям. Закономерным итогом осознанного разрушения собственной страны стало обнищание населения, протесты и многомиллионные долги.
А ведь придет время, когда их нужно будет отдать. И кто знает, что запросят кредиторы: может, саму независимость Молдовы на блюдечке с голубой каемочкой, а может, развязывание кровавой бойни в Приднестровье. И отвертеться уже не получится.

Станислав ФЕДОРУК.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter