Печально, но не драматично

О размещении в Польше американской системы ПРО

В Варшаву прибыла госсекретарь США Кондолиза Райс. Цель ее визита — подписание соглашения о размещении в Польше десяти ракет–перехватчиков американской системы ПРО. В результате многомесячных переговоров американская делегация фактически приняла польские условия.


Наряду с ракетами–перехватчиками предусматривается размещение на территории Польши батарей ПВО «Пэтриот» с 96 штатными единицами боеприпасов, а также планируется расквартировать постоянный американский гарнизон (110 человек) к 2012 году. Перехватчики ПРО, как сообщается, появятся в Польше в местечке Редзиково в окрестностях Слупска (Поморское воеводство). Таким образом, на польской территории будут находиться две базы США: одна — с ракетами–перехватчиками ПРО, а вторая — с ракетами ПВО «Пэтриот».


Кроме того, в тексте соглашения говорится об увеличении американской помощи Польше в модернизации ее вооруженных сил, а также об американских гарантиях оказания  этой стране военного содействия в случае нападения на нее со стороны третьей страны. Последнее условие, казалось бы, выглядит излишним, избыточным, поскольку Польша является членом НАТО и на нее распространяется действие статьи 5 Североатлантического договора о коллективной обороне. Однако, с точки зрения польского руководства, лучше все же перестраховаться и получить гарантии непосредственно от США в двустороннем формате — так будет надежнее. То, что Польша делает основную ставку в своей военной политике скорее на США, чем на несколько аморфное НАТО, собственно, было очевидно и ранее.


В пункте об американских гарантиях Польше со всей очевидностью просматривается антироссийский подтекст. Это признается и польскими аналитиками. Так, профессор социологии Казимир Кик, на которого ссылается агентство Рейтер, считает, что это — начало конца польско–российского процесса оздоровления двусторонних отношений. «Это соглашение можно рассматривать как чисто антироссийское соглашение, — заметил польский профессор. — Это делает Польшу частью оборонной системы США и, по моему мнению, толкает Польшу дальше по уже опробованному пути ошибок — поиску далеких друзей и близких врагов».


Последовавшая крайне негативная реакция российской стороны на подписание предварительного соглашения, думается, вполне объяснима. Ведь на деле речь может идти об определенной девальвации военно–стратегического потенциала России. Понятно, что чисто технически десять американских противоракет значат не столь уж много, если учесть, что стратегические силы Российской Федерации насчитывают несколько тысяч ядерных боезарядов. Но в контексте нарушения стратегической стабильности в Европе дестабилизирующий эффект этих ракет–перехватчиков может оказаться существенным. К тому же надо иметь в виду и тенденцию к общему осложнению отношений по линии США — РФ, дополнительный импульс которой был дан в связи с решительными действиями России в Южной Осетии и обостренным реагированием Вашингтона на поражение своего ближайшего союзника на постсоветском пространстве.


Так или иначе, фиксирование польско–американской договоренности по ПРО, несомненно, вносит в международные отношения элемент никому не нужной нестабильности и даже конфронтации. «Это печально для Европы, для всех, кто живет на этом густонаселенном континенте. Но не драматично, — отметил Президент России Дмитрий Медведев после встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. — Мы будем продолжать работать по этой теме».


А вот замначальника генштаба РФ Анатолий Ноговицын, который вдруг стал «военным лицом» России, был куда более категоричен, дав понять, что Польша будет находиться под прицелом российского оружия. «Польша ставит себя под удар», — вполне определенно заявил генерал. При этом он не исключил возможность нацеливания на объекты американской ПРО в Европе российских боевых средств с ядерными боеголовками...


Белорусская сторона неоднократно публично излагала свою позицию по вопросу размещения элементов американской ПРО в Восточной Европе, в том числе и на самом высоком уровне. «Мы считаем, что объективной необходимости в базировании элементов ПРО в Восточной Европе нет», — так отреагировал МИД Беларуси на американо–польские договоренности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter