Печаль старины

Как у любого города, у Могилева - свое лицо и своя история. Жителям есть чем гордиться. Приезжим показывают пешеходную Ленинскую, отреставрированный драмтеатр, возрожденную Ратушу. Те, кому небезразлична судьба родного города, покажут еще и здания, изуродованные реставрацией. Их немало...

Как у любого города, у Могилева - свое лицо и своя история. Жителям есть чем гордиться. Приезжим показывают пешеходную Ленинскую, отреставрированный драмтеатр, возрожденную Ратушу. Те, кому небезразлична судьба родного города, покажут еще и здания, изуродованные реставрацией. Их немало. На экскурсию отправляюсь вместе с могилевским историком, председателем городского общества охраны памятников Николаем Борисенко.


...С Николаем Сергеевичем мы встретились в исторической части центра города - на улице Ленинской. Той, что застраивалась в XVIII - XIX веках. Правда, о сохранности некоторых уникальных зданий можно говорить с большой натяжкой.


На доме № 15 - табличка "Гiсторыка-культурная каштоўнасць. Былы жылы дом архiрэйскага двара. 2-я палова XIX стагоддзя. Прычыненне шкоды караецца па закону". Ее наличие означает, что здание в ходе реконструкции и реставрации не должно изменяться ни снаружи, ни изнутри. Но оно изменилось! Кто позволил прилепить к памятнику стеклянное кафе с крышей из металлочерепицы, историк не знает. А главное, чего он, как и его коллеги, не может понять: почему пристройку до сих пор не снесли, ведь это нарушение законодательства об охране историко-культурного наследия! К сожалению, не единственное.


Дом № 7 на Ленинской, уникальный особняк екатерининской эпохи, внесен в список историко-культурных ценностей страны. Когда-то тут размещались гостиный двор, детский приемник-распределитель.


- В городе нет другого здания XVIII века с закругленным угловым фасадом, - объясняет Николай Борисенко. - Его реставрировали лет десять, а года два назад от дома остались... две стены. Новый собственник, при котором памятник превратился в руины, не переоформил на себя разработанную прежним хозяином проектно-сметную документацию на реставрацию. Перед началом работ не взял, как требует законодательство, разрешения Министерства культуры. Его, конечно, наказали. На 60 базовых величин - 1 миллион 860 тысяч рублей.


Серьезным наказанием такой штраф едва ли можно назвать. Выходит, памятник архитектуры проще разрушить и на его месте построить новое здание, чем вкладывать в реставрацию немалые деньги, восстанавливая каждый элемент? С домом № 7 так и произошло. Ныне старина просматривается разве что в дате постройки на фронтоне (1790 год). Сам же он выглядит слишком уж современно: свежая штукатурка, стеклопакеты.


Чересчур осовременен после реставрации и дворец архиепископа Георгия Конисского: те же стеклопакеты, металлочерепица...


- Здание, построенное в 1762 - 1785 годах, спроектировал яркий представитель школы барокко архитектор Глаубиц, которого Конисский специально выписал из Вильно. И эта жемчужина культового зодчества в наше время утратила свое историко-культурное своеобразие. С одной стороны дворца появилась пристройка, с другой - гараж. В доме уничтожена аутентичная лестница, по которой ходил Конисский. Возмутительно, кто дал современникам право "править" великого зодчего! - горячится заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского государственного университета доктор исторических наук Игорь Марзалюк. - Без согласования с Министерством культуры нельзя начинать реставрацию, реконструкцию. Но новые хозяева, которые приобрели дорогую землю в центре города, а с ней и здание, правила зачастую игнорируют: меняют фасад, надстраивают этажи, вставляют стеклопакеты... И до сих пор ни один не был привлечен к ответственности!


Из-за такой "перестройки" своеобразие исторического центра Могилева уже во многом утеряно, не чувствуется дыхания веков. Пример - пешеходная Ленинская, в прошлом - Большая Садовая.


- Замечательно, что она стала пешеходной, - уверен Марзалюк. - Никто не требовал делать ее статичным музеем. Но можно было попытаться сохранить старинное убранство - например, лепнину...


Яркий пример безграмотной реставрации - дом на этой улице, где разместился ночной клуб. В одной части здания сохранились элементы богатой некогда лепнины, с другой их попросту сшибли. После обновления стены стали гладкими.


- Восстанавливать фрески - затратное и хлопотное дело, поэтому их закрашивают, хоронят историю под штукатуркой! - продолжает Игорь Александрович. - Если это произошло в Никольской церкви Могилева, представляете, что творится в глубинке! Почему так происходит? Причин несколько. С одной стороны - невежество тех, кто берется за столь серьезную работу, с другой - безнаказанность. Состоятельные люди считают, что могут вольно корректировать исторические шедевры. Получается, что закон об историко-культурном наследии, по сути, не работает. Может, стоило бы создать специальную структуру, в состав которой ввести археологическую полицию и тщательно следить за каждым памятником истории и культуры?..


Самое обидное, что после безграмотной реставрации многие памятники (речь не только о Могилеве) никогда не попадут в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Да и туристы-европейцы вряд ли приедут, чтобы посмотреть не на шедевры старины, а на новоделы, которыми эти памятники стали после "возрождения"...


Компетентное мнение


Татьяна Толкачева, главный специалист отдела культуры Могилевского горисполкома:


- В Государственный список историко-культурных ценностей в Могилеве внесены 55 зданий, есть еще 105 старых домов, не имеющих категории. Мы хотим сохранить богатое историческое наследие, штрафуем новых собственников зданий, которые начинают ремонтные работы без разрешения Министерства культуры. Проблема еще и в том, что в городе нет толковых и принципиальных архитекторов, их в стране - единицы, потому и примеров идеальной реставрации (в Могилеве это здание Нацбанка) очень мало. Штрафами тут не обойтись. Надо что-то менять в законодательстве...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter