ПДД Льва Сапеги

Недавно мой знакомый, работающий в рекламном агентстве, пожаловался на кризис свежих идей, необходимых для выполнения его работы...

Недавно мой знакомый, работающий в рекламном агентстве, пожаловался на кризис свежих идей, необходимых для выполнения его работы. К тому же, сетовал он, есть большая вероятность нарваться на концепцию, кем-то уже использованную, что сулит малоприятную возможность быть приглашенным к ответу публично.


Я подсказал ему, где найти нераспаханную целину креатива, и человек буквально преобразился. Пожав мне руку, он поспешил в книжный магазин, чтобы проверить действенность метода. Источником его вдохновения стала книга, существующая уже 420 лет, но приобретающая новую актуальность именно сейчас. Это Статут Великого княжества Литовского 1588 года, изданный Львом Сапегой. Не стану повторяться о его огромном историческом значении для Беларуси, а лучше сразу перейду к удивительным и поучительным примерам из жизни наших предков.


Оказывается, они тоже не понаслышке знали, что такое правила дорожного движения. В 32-й статье IX раздела Статута устанавливается ширина гостинцев (по теперешнему - шоссе или автомагистралей). Она должна была быть не менее полутора прутов (1,8 метра). Там же коротко описаны и правила приоритета: порожний воз должен был уступать нагруженному, всадник - возу, а пеший - всаднику. Уверен, что большинство современных водителей уже с сожалением вздохнули об ушедших временах. При Жигимонте Вазе им не пришлось бы снижать скорость каждый раз, приближаясь к пешеходному переходу. Указывается и порядок действий при равном приоритете: участники движения, встретившись, должны были дорогу делить наполовину. Кроме того, авторы Статута замечают, что никто при этом не должен спихивать другого с дороги. Правда, они забыли указать ответственность за нарушение ПДД, что следует, вероятно, понимать как отсылку к статьям об ответственности при незначительных межличностных конфликтах. И все. Такого небольшого свода правил, в принципе, тогда хватало для регулирования движения. И тем не менее он достоин быть вынесенным в эпиграф современных правил. Чтобы люди испытывали к ним дополнительное уважение, хотя бы из-за старины традиций.


Не менее интересно знать и то, какую жизненную философию наших предков поощряло государство. Как известно, шляхта, или привилегированное сословие, было обязано нести воинскую службу, и именно в военном деле можно было сделать карьеру, чтобы занять более высокое место в дворянской иерархии. Самые успешные наделялись государством земельными владениями. Однако жизнь в седле нравилась далеко не всем. Ведь военная карьера могла закончиться в первом же бою, по сути, и не начавшись. Особенно это касалось мелкопоместной или безземельной шляхты, которой приходилось карабкаться по карьерной лестнице с самых низов.


И альтернатива такому положению существовала. В третьем разделе Статута (статьи 24 - 25) констатируется, что некоторые дворяне, беднея или теряя владение, селились в городах, где занимались торговлей или ремеслом. Были и те, кто такой образ жизни принимал сознательно. Они продавали владение и жили в городе на проценты от вырученного капитала. Неработающую шляхту государство не освобождало от воинской обязанности, зато всегда была возможность работать, перейдя тем самым в разряд горожан. Так шляхтич с владением мог получать двойной доход, при этом освободившись от нелюбимой обязанности. Правда, он терял дворянское звание и привилегии. Но и это было не критично - его наследники, пожелав служить, могли по праву снова считаться шляхтичами. Как видим, закон не поощрял такое "дауншифтерство", но и не мог серьезно воспротивиться жизненному выбору людей. Вечное противоречие между интересами человека и государства. К сожалению, мы знаем, к чему в итоге привела малочисленность великокняжеского войска. Но людей, ищущих спокойствия и определенности, осуждать за это ох как не хочется.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter