Конфликт с жужжанием: соседские пчелы мешают жить сельчанке

Пчелы в законе

Собираясь на прогулку с четырехмесячным сынишкой, жительница деревни Калиновая Могилевского района Анастасия Старостина никогда не забывает набросить на коляску накидку. Говорит, даром, что променад они совершают в собственном дворе: соседские пчелы долетают до самого крыльца! Да и до пасеки всего несколько шагов:

— Сейчас похолодало, и пчел не так много. Представляете, каково в начале лета, когда клевер цветет? Даже взрослые опасаются. А малыш? Не дай бог что случится, успеет ли «скорая»?

Сразу за теплицей пасека соседей
Фото автора

Ведь было дело — пчела однажды ее свекровь ужалила! Сосед Николай Шишов этот факт не отрицает:

— Это правда. Но мы тогда по-мирному разошлись. Вообще у нас конфликтов никогда не было, пока тут молодая хозяйка не появилась.

Пасеку он завел шесть лет назад. Хотя дом Шишовых крайний на улице Лесной, ульи с «нежилой» стороны ставить не захотел. Юго-восточную сторону счел куда более подходящей. «Кроме того, здесь у нас сад. Для пчел это хорошо», — пояснил Николай Иванович. И добавил, что породы его «питомцы» тоже самой что ни на есть миролюбивой: краинской. Специально таких подбирал — чтобы и свои внуки были в безопасности. Постоянно они в Калиновой не живут, но в гости приезжают часто.

Анастасия в доме мужа поселилась в позапрошлом году. В ожидании ребенка подошла к соседям и попросила ульи отодвинуть подальше. Или забор сделать не сетчатым, а сплошным. В крайнем случае хотя бы домики развернуть так, чтобы летки (окошки, откуда вылетают пчелы) не смотрели в сторону ее дома. Однако Шишовы на ее просьбу никак не отреагировали. В спорную ситуацию пришлось вникнуть и председателю Полыковичского сельсовета Александру Маргунову. Для разбирательств создали комиссию. Условия же содержания пчел сегодня регламентируются ветеринарно-санитарными правилами, утвержденными Минсельхозпродом в 2012 году. А еще градостроительным документом: так называемым техническим кодексом установившейся практики, датированным 2008 годом. Согласно принятым в стране нормам, если забор не менее двух метров, ульи можно ставить в четырех метрах от смежного участка. Ограждение при этом может быть не только сплошным, но и сетчатым. Главное, чтобы размер ячеек оказался не больше чем 15 на 15 миллиметров. Шишовы эти правила соблюдают.

Начальник Могилевской районной ветстанции Сергей Лебедев признал: пчеловодов с каждым днем становится все больше. Соответственно, и конфликтных историй тоже. В сезон их счет идет на десятки. Все точки над «і» расставляются исходя из буквы закона. В России, признала замначальника управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татьяна Батковская, даже принят закон «О пчеловодстве». «В нашей стране, — не скрывает, — тоже обсуждалась вероятность введения подобной нормы. Но потом специалисты пришли к выводу, что такой необходимости пока нет. Действующих документов хватает, чтобы регламентировать основные аспекты деятельности пчеловодов и их взаимоотношений с миром. Другое дело что до мельчайших деталей все ни в каком законе не пропишешь. И всегда останутся ситуации, где стороны просто должны договориться».

Известный в Могилевской области пчеловод со стажем Валерий Чистый тоже не сомневается: кроме официальных законов есть и другие — человеческие. Часть его ульев  стоит в заброшенном селе, потому никому не мешает. Остальные — в обычной деревне:

— Прежде чем поставить здесь пасеку я обошел соседей, спросил, не будут ли против. Больше всего меня интересовало мнение ближайших из них. Никто не возражал. Более того: когда однажды из улья вылетел рой, они позвонили и рассказали об этом по телефону. Тем не менее чувство ответственности есть. Когда на лето к соседям приезжают дети, и я вдруг слышу, как они шумят, сердце замирает: вдруг пчела малышей ужалила? Но, к счастью, такого не случалось.

Во время прогулки Анастасия всегда набрасывает на коляску накидку

Что стал бы делать, разгорись у него подобный конфликт? «Нашел бы для пасеки другое место. Зачем заставлять людей нервничать? В таком случае и мед не будет сладким», — пояснил свою позицию. Гарантируют ли «мирные» пчелы полную безопасность? Считает, что нет. Кто даст гарантию, что «правильная» матка не пересечется с более агрессивным трутнем? Это мнение разделяет и председатель республиканской ассоциации пчеловодов «Пчела и мед» Андрей Шушеначев: четко выраженных пород пчел в наших широтах нет. Спорным оказался вопрос и о направлении летков. Одни специалисты полагают, что их направление на ход движения пчел особо не влияет. Другие думают иначе.

Впрочем, Николай Шишов разворот ульев в другую сторону не отрицает. Но не так чтобы сразу: в таком случае ведь пчелы могут и дорогу домой не найти! А потеря даже одной семьи — урон существенный. «Вообще пчеловодство, — рассуждает, — занятие не из дешевых. Пчелосемьи, «амуниция» для ухода за ними, техника для откачки меда стоят хороших денег». Не исключает, что в будущем может пасеку расширить. Такую перспективу ему открывают в том числе взятые в аренду три гектара земли. Дополнительный участок находится чуть выше основного. Можно ли, чтобы погасить конфликт, сместить туда же и пчелиные домики? Хозяин пасеки ответил: в таком случае ульи окажутся на открытом солнце, а пчелы этого не любят. Конфликту с соседями, утверждает Николай Шишов, он тоже не рад. Более того, допускает, что события могут развиться по очень нежелательному для него сценарию:

— Бывают ведь случаи, когда пчел травят. Возможно, что для страховки буду вынужден пойти на расходы и поставить камеры видеонаблюдения.

Анастасия Старостина тоже намерена отстаивать свои позиции. Хотя, призналась, борьба дается нелегко: уже стало пропадать материнское молоко. Но в будущем году годовалый сынишка встанет на ноги, захочет побегать во дворе. А как его выпустишь, если на улице пчелы?

svet.markova@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter