Белорусского меда из-за холодной погоды будет немного, а его цена уже растет

Пчелы обиделись на лето

В предстоящее межсезонье мы вполне можем остаться без своего качественного меда. Поставки из соседних стран — России и Украины — также, скорее всего, сократятся. Причина — капризы весенней и летней погоды. При неблагоприятных природных условиях пчел работать не заставишь — у них свои правила существования. Но, кстати, сказывается не только природный фактор. Хороший мед получается от здоровых пчел — за состоянием летучих сборщиков нужно следить постоянно. Те, кто этого не делает, после холодной весны лишились части, а то и всего поголовья. Да, можно приобрести новые отводки пчел, однако восстановить прежнюю урожайность удастся не сразу. А добиться высокого качества меда еще труднее.

фото Виталия Пивоварчика.

То, что проблемы с медовым урожаем ожидаются нешуточные, стало ясно после на редкость холодных апреля и мая. А когда и первая половина лета не задалась, пчеловоды пали духом. Во весь голос забили тревогу и наши соседи: президент Российского национального союза пчеловодов Арнольд Бутов недавно заявил, что производство меда в европейской части страны к осени может упасть наполовину. Как следствие — вырастет и цена продукции с пасек. Более того, если прохлада задержится до конца лета, то пчелам не удастся заготовить мед даже для собственного зимнего пропитания. Тогда придется их в преддверии холодов кормить сахарным сиропом, а это сильно подрывает их здоровье... Но что Россия — там меда много в отличие от Беларуси, где достаточно убыточное пчеловодство, причем в давней стадии стагнации. Большинство из тех, кто трудится на пасеках, — люди пенсионного возраста. Они, как правило, не ориентированы на развитие, использование новых технологий, маток хороших пород из Европы — все это дорого.

— Задача таких пасечников — собрать несколько ведер меда для себя, своих близких, — так видит ситуацию председатель центрального совета Союза общественных объединений белорусских пчеловодов Михаил Холодинский. — Крупные пасеки на 300 — 400 ульев, которые могли бы обеспечить наших потребителей качественным отечественным медом, есть, они появляются, но их мало.

По некоторым данным, Беларусь получает 3.000 тонн меда в год. В пересчете — немногим более 300 г на каждого жителя. Это совсем немного. Раньше большие объемы меда завозили к нам из Украины и России, а также из Молдовы. Сейчас же в России подняли тревогу вполне обоснованно, считает Михаил Холодинский; аналогичная ситуация и у нас:

— Апрель был крайне неблагоприятен для развития пчел, многие из перезимовавших погибали. Было холодно, медоносы не удалось использовать в полной мере, молодь не получала пищи... Май тоже выдался холодным, и цветение садов для пасечников прошло скомканно. Некоторые, возможно, недооценили ситуацию.

Теперь пчеловоды будут усиленно развивать свои пасеки не в качественном, а в количественном направлении, полагает эксперт. Это уже видно: если раньше в крупных хозяйствах формировали отводки пчел для создания новых семей и тысячами продавали в Россию, то сейчас соседям почти ничего не ушло. Наши пчеловоды сами активно закупают отводки, причем по солидным ценам — 70 рублей и выше...

Впрочем, отчасти поправить ситуацию с урожаем еще можно. Некоторые медоносы продолжают цвести — яровой рапс, кое–где фацелия. В Витебской области хорошо цветет донник. Руководители местных хозяйств, кстати, могут и пасечникам помочь, и предприятию пользу принести. К примеру, донник дает массу зеленого корма для сельхозживотных, а частично его можно оставлять цвести на семена. Если завезти ульи на поле, то пасечник получит мед, а хозяйство — прибавку к урожаю. К сожалению, такие продвинутые руководители есть не везде.

Пока пасечники пытаются развернуть деятельность на исходе провального сезона, неумолимые рыночные законы уже привели к подорожанию сладкой продукции. И белорусской, и российской. Например, в Могилеве не так давно завершилась ярмарка, где литровую банку меда продавали по 20 рублей. Для сравнения: в прошлом году рынок заканчивал сезон на отметке 13 — 14 рублей. Цены растут и в магазинах.

Фото РЕЙТЕР.

Крупным белорусским пасекам, конечно, проще выйти на рынок и попытаться сбить цену. Но где торговать, если на всевозможных специализированных ярмарках господствуют перекупщики? Пять–семь лет назад общественные объединения пчеловодов самостоятельно организовывали такие же ярмарки: там собирались в основном производители — люди в резиновых сапогах, фуфайках, с затертыми бидонами. Сейчас же, когда владельцы площадок берут немалые деньги за аренду, белорусскому пчеловоду с 3 — 4 бидонами просто невыгодно стоять рядом с теми, кто завозит огромные партии товара. Откуда же возьмутся тогда средства для инвестиций в развитие своего хозяйства?

ВОПРОС РЕБРОМ

Как приобрести качественный и не очень дорогой отечественный мед?

Специалисты рекомендуют обращаться непосредственно к производителям — искать контакты пасечников. Сарафанное радио в помощь: многие так поступают на протяжении ряда лет. Пчеловоды же заинтересованы в постоянных покупателях и дорожат своим авторитетом, а следовательно, вряд ли обманут. Можно еще уповать на традиционные сезонные ярмарки, но то, что мед там будет недешевым, — это факт.

Фото РЕЙТЕР.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Холодинский:

— Медовые суррогаты и низкокачественную продукцию к нам как везли, так и везут. Если в связи с неурожаем будет меньше меда, то повезут еще больше. Грубые подделки, когда в мед добавляют крахмал или сироп, выявить, конечно, несложно. Но если пчела переработала сироп, а не цветочный нектар, то это мед, только вот полезных веществ в нем меньше.

ЦИФРЫ «СБ»

Несколько лет назад в Беларуси насчитывалось 30 — 40 тысяч пчеловодов. По последним оценкам экспертов, сейчас их 20 — 25 тысяч. Свою роль играют преклонный возраст пчеловодов и экономические причины.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter