Российский мед наступает на белорусский рынок?

Пчелку жалко

Российский мед наступает на белорусский рынок. Причина симпатии покупателя к импорту — ценовая
Ну какая зима без баночки меда? Он и в холод согреет, и от простуды защитит. Да и витаминов не сосчитать, если, конечно, с качеством не просчитаешься. А кто поможет сориентироваться в выборе продукта, как не сами пасечники? Поэтому за покупкой иду не в магазин, а на Центральный могилевский рынок. И уже на подходе слышу призывы купить «мед натуральный, по сходной цене». Правда, пешеходы шаг не замедляют, да и у легальных торговых мест тоже — затишье. «Продать мед с каждым годом становится все труднее. Хотя и выбор у нас есть, и качество продукта гарантируем», — разговор о спросе, что называется, продавцов задевает «за живое».

Одна из главных проблем, считают, — в наступлении на белорусский рынок российского меда. Причина симпатии покупателя к импорту — ценовая. Если белорусские пасечники просят за литр в среднем около 85—90 тысяч рублей, то российский аналог может быть на треть дешевле. Мериться же объемами с соседями, пояснил потомственный пчеловод из Кричева Сергей Соловьев, непросто: масштабы разные. «С плантаций подсолнечника, которые массово возделываются, допустим, в Краснодарском крае, меда соберешь куда больше, чем с наших пасек, зажатых между лесами или полями. Да и в южном климате пчелы намного активнее, чем в нашем», — посетовал на разницу условий и трудность конкурентной борьбы Соловьев. А ведь белорусский мед чаще всего основан на нектарах многих трав, каждая из которых добавляет ему полезных свойств. 


Быть может, рекламы не хватает? Разобрались бы покупатели, какой мед лучше, то и денег бы на него не пожалели. Пчеловоды с моей версией соглашаются. Признаются: и сами помнят о народной пословице, утверждающей, что «пчела убытку не носит». Однако пока в нее приходится вносить уточнения: там убытка нет, где количество ульев на пасеке меньше двадцати или больше ста пятидесяти. Такой математический вывод сделан в результате практического опыта. В первом случае хозяин «пристраивает» свой мед среди родных и знакомых. Во втором — может выйти на оптовую торговлю, то есть не боится снизить цену. Но большинство могилевских «медовиков» — частники, перешагнувшие минимальную планку производства, но не достигнувшие его максимума. И в итоге попавшие в ценовую «западню» — когда и продать бы товар надо, но и не продешевить при этом. 


Каков же выход? Председатель Республиканской ассоциации «Пчела и мед» Андрей Шушеначев считает: давно назрела необходимость утвердить единый технический регламент, создать электронную базу пчеловодов. «Централизованного управления отраслью сейчас нет, как и правовой защиты тех, кто занят в этой сфере. Даже статистика пчелосемей уже не ведется. А их количество тем временем постепенно сокращается. Например, на Могилевщине десять лет назад было 35 тысяч, сейчас — это приблизительные, разумеется, данные — на 10 (!) тысяч меньше», — такие цифры и факты, считает Шушеначев, не могут не настораживать. Руководителя ассоциации пчеловодов также тревожит тот факт, что на прилавках появляются медовые подделки. И далеко не все из них безопасные: случалось, что мед подкрашивали, дополняли химикатами — для красоты и усиления вкуса. Стоит ли говорить о его пользе?..


Немалую выгоду, считают пчеловоды, можно получить, увязав интересы «медовиков» и агрономии. По такому пути пошла ПМК-83 ОАО «Водстрой», создавшая пару лет назад свою пасеку. Предприятие договорилось с СПК «Лебедянка» Белыничского района о том, чтобы то по «заказу» засевало ближайшие к ней участки рапсом или гречихой. В итоге все довольны: сельхозпредприятие плюсует доходы за счет роста урожайности благодаря опылению растений пчелами, а передвижная колонна собирает мед и продает его в собственном магазине, по цене вполне конкурируя с импортом — 70 тысяч рублей за литр. Жаль только, что примеров таких — единицы.


Комментарий в тему


Татьяна ВЕЛИЧКОВИЧ, консультант Управления по племенному делу Минсельхозпрода:

— Что касается электронного реестра, то такая база в Таможенном союзе, куда входит и наша республика, создана. Попасть в нее при желании может каждый пчеловод. Учитывая, что у Беларуси с Россией границы, по сути, нет, декларирование меда для поставщиков из соседней страны — дело добровольное. По этой же причине трудно оценить и количество завезенного извне продукта. 

Сегодня пчеловодство курируется на уровне регионов, и степень его развития зависит от заинтересованности и активности местного руководства. Но и сами пчеловоды могут многое сделать для себя — об этом свидетельствует опыт пчеловодов Волковысского района, объединившихся в кооператив. Они сообща отстаивают свои интересы, закупают оборудование, открыли магазины. И люди знают, куда им идти за медом.

Светлана МАРКОВА


svet.markova@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter