В Новых Максимовичах сельчане из поколения в поколение передают секреты медового мастерства

Пчелами ужаленные

ЭТОТ агрогородок на Кличевщине со своей особинкой. Говорят, здесь на более чем 300 жителей приходится почти столько же ульев, а местные пчеловоды продолжают медовые традиции не в одном поколении. Кто и когда заложил их основы, неизвестно. Но здесь всерьез полагают, что медовое мастерство передается чуть ли не на генном уровне. 

Библиотекарь Екатерина САКОВА с юными пчеловодами

В МАКСИМОВИЧСКОМ Доме культуры есть даже уголок пчеловода — своеобразный мини-музей, в котором представлен старинный инвентарь пасечника, собрана специальная литература. Его хозяйка — библиотекарь Екатерина Сакова:

— Насколько помню, и раньше здесь много кто держал пчел. Тех людей уже не стало, а дети, внуки продолжают дело. Вот и у моего супруга пчелами дед занимался. Он и подарил нам после свадьбы первый улей. Что-то передается на генном уровне. Радует, что интересуется этим подрастающее поколение. Наш максимовичский медок многие знают — привозим на любой районный праздник. Это ведь и лакомство, и лекарство. Прополисом внучке лечу ангину. Как-то у супруга рука разболелась. А пчелы возьми да и покусай ее. Так боль через пару дней прошла! 

Сколько же всего ульев в Новых Максимовичах? По приблизительным подсчетам, более 300. А сколько у каждого на пасеке «домиков»? Говорят, очень редко какой хозяин назовет точную цифру. Так же как не перечислит количество пчелиных семей, не скажет, сколько литров меда откатал. Дескать, примета не очень хорошая…

Василий Лепа до пенсии работал учителем и директором местной школы, а себя называет самым старшим из всех пчеловодов в Кличевском районе. Пчелами у Василия Николаевича когда-то занимались дед, бабушка и дядя:

— Такую историю мне рассказали. Как-то дедушка пас коров и нашел на «купіне» рой. Собрал в свитку, принес домой, посадил в колоду. С этого все и началось. Во время войны, а дело было зимой, полицаи заявились, все разворотили, разбили ульи, разворовали мед. Но в одном улье пчелы чудом уцелели. Чтобы не привлекать внимания, решили даже зимой их не закрывать, будь что будет! А они возьми да и выживи... После гибели деда на фронте пасекой занимались бабушка, ее младший сын. 

СЕГОДНЯ интерес к делу у старшей дочери и сына. А младшая пчелы боится, но зато мед откатывает, порядок наводит. С легкой руки Василия Николаевича и другие сельчане этим делом заинтересовались, начали перенимать опыт. Супруга Раиса Михайловна во всем помогает. Признает, пчелы не дают лениться. Самое горячее время  – май-июнь и август: «Рои идут, мед катать надо, а затем лечение, кормежка...» Какие необычные истории? Василий Николаевич, посмеиваясь в усы, вспоминает, что еще по молодости собрались с друзьями на рыбалку. Неудачный выдался день. Возвращались с реки ни с чем. Заметил в воздухе рой. Подбросил куртку и поймал матку. И вдруг все пчелы опустились прямо ему на... голову. Друзья поначалу обмерли от страха. А он скомандовал аккуратно собрать их в пустое ведро. Вот такая рыбалка выдалась у пчеловода.

ДИРЕКТОР местного Дома культуры Сергей Щепко с медоносными насекомыми тоже на «ты», не первый год ими занимается. Сегодня у него прямо возле дома «городок» из разноцветных домиков-ульев. А как к такому соседству относятся односельчане? В общем спокойно. Насекомые в местных палисадниках, огородах да садах свою службу знают — растения опыляют. Особая признательность за понимание директору ОАО «Максимовичи-Агро» Василию Белому, который оказывает поддержку пчеловодам. В хозяйстве засеваются неудобицы донником, клевером. 

Пчеловоды со стажем Сергей ЩЕПКО и Василий ЛЕПА

Сергей Петрович говорит, что в агрогородке пчеловоды друг друга знают, общаются. Но у каждого в этом деле свой путь. Одно дело мед добыть, а другое — реализовать. Хотя любят его все, но спрос раньше был выше. Это не колбаса, очередь не выстроится. Поэтому и покупателя своего надо найти. Работают, как правило, семьями — в   «теме» жены, дети. А затратное ли это дело? Это только на первый взгляд пчела работает бесплатно. Цена на сладкий продукт зависит от многих факторов.  Надо приобретать лекарства, вощину, сахар. Инвентарь опять же. Дымарь простой обойдется в 35—45 рублей. Медогонка — от 200 рублей до 600—800, а то и дороже. Поэтому нельзя сказать, что сегодня реально заработать на этом большие деньги, но тем не менее для семьи поддержка. Максимовичские пчеловоды переживают, что на рынках сейчас широкий выбор привозного меда. А покупатель, не зная, ведется на невысокую цену и названия экзотические: «лесной», «горный», «пихтовый». Другое дело, насколько товар, привезенный из далеких краев, натуральный…  А еще с пчелами, замечает Сергей Щепко, век живи и век учись. И до конца тайны не узнаешь:

– КУПИЛ случайно книгу 1905 года. Оказывается, уже в то время  насекомое это знали досконально — от  строения до нервной системы, дыхательной. Но каждый пчеловод, и в этом уже убедился, владеет своей тайной. Я, например, открываю гнездо и «читаю» по поведению насекомых, даже по цвету рамок. Некоторые в специальные костюмы облачаются наглухо. А я все делаю руками без перчаток. Знают ли меня как хозяина? Вряд ли, но в любом случае свой подход к ним есть. 


САМЫЙ молодой в когорте максимовичских пчеловодов — 25-летний Антон Маслаков. Окончил Могилевский университет, профессионально занимается спортом, работает в областной ГАИ. То, что Антон увлекся пчелами, неудивительно, говорит его мама Галина Антоновна. Он продолжатель династии дедов Ивана Маслакова и Антона Войткевича. С ранних лет внук помогал им, так что тонкостям и премудростям дела обучен. А сейчас чуть свободное время — приезжает в отчий дом, занимается пчелами. Доверяет родителям рой снять, мед выкачать, а вот все остальное делает сам. Галина Антоновна надеется, что династия максимовичских пчеляров Маслаковых обязательно продолжится — ведь у Антона и его супруги несколько месяцев назад родился сын. 

korejevskaja@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter