Календарь и традиции: 3 - 9 июня 2019 года

«Пайшоў Гасподзь на небяса — пацягнуў жыта за каласа...»

На следующей неделе, 3 июня, в традиционном народном календаре — Елена (Алена, Олена). Погода стоит уже довольно теплая, поэтому «каля святой Алёны гароды ўжо добра зялёны». Еще у нас — день льна, и святую Алену, чье имя созвучно слову «лен», принимали покровительницей этой важной сельскохозяйственной культуры, работа с которой, кстати, считалась делом исключительно женским. 


4 июня — Василиск. А «каля Васіліска і салавей блізка»: теперь особенно душевно поет соловей. Но скоро птицы умолкнут, поэтому стоит постараться и найти момент, чтобы даже в современной суетной жизни успеть услышать соловьиные трели…

5 июня в Беларуси с благодарностью вспоминают и чтят Евфросинию Полоцкую. С давних пор верующие шли в Полоцк пешком, чтобы поклониться преподобной.

6 июня православные отмечают Вознесение Господне. Это также знаковый день для пчеловодов, и желательно, чтобы он оказался теплым: тогда пчелиный рой вылетит без опаски, что обещает богатый медосбор. 7 июня — Иван, и у нас говорили: «Як выйдзе рой перад Янам, то будзе зямец панам». 

Вся крестьянская работа и все традиционные народные обряды нынешнего календарного периода направлены на достижение будущего богатого урожая на полях. Поэтому наши предки очень старались угодить «духу поля», «духу зерна» или плодов, заключить своеобразный договор человека с природой и ее силами. Именно на шестой неделе после Пасхи, когда проходил традиционный «агляд» засеянной нивы, отмечался праздник Вознесения (Ушэсця), на Поднепровье и в бассейнах рек Сож и Десна проводился обряд «Вождение стрелы», или просто «Стрела». Продолжительность обряда тоже равнялась шести часам. В ходе этого действа также приносилась своеобразная жертва — подарок земле, в которую закапывали различные мелкие предметы: гребешки, шпильки, заколки, ленточки, монетки — приговаривая: «Пайшоў Гасподзь на небяса — пацягнуў жыта за каласа...»

Надо отметить, в населенных пунктах даже одного района (в данном случае это Ветковский), где бытовал обряд, существовали отличные друг от друга его сценарии. Например, в одной деревне среди местных девушек выбирали самую красивую, украшали ее цветами и ленточками, подводили к посевам и выталкивали в поле с озимыми, а потом все вместе перекатывались по этой ниве. Затем срывали по несколько колосков и дома крепили их над дверями. В другом селе выбирали «пана» и «панну», но «панам» становилась девушка, а «паннай» — парень. Выбранных «паноў» также соответственно наряжали. Парню наносили на лицо румянец соком свеклы или моркови, на голову надевали венок, а в руки давали коробку «з лялькай». Затем «пан» и «панна» шли впереди громады, включая сам «карагод», к полю с озимыми, создавали круг, в центре которого становились, и под песню‑балладу водили хороводную игру. После, выкопав на поле небольшую ямку, хоронили «ляльку» и «галасілі» — плакали над ней. Это «хоронили» ушедшую пору года — весну. В других деревнях района в землю закапывали мелкие предметы. Или еще топили в реке палку, обвитую крапивой, цветами, и такой обряд уже прямо называли «Праводзінамі вясны». 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter