Павлины, говоришь… А давление в норме?

После  экспериментального  сбалансированного  питания  у  школьников  повышается  количество  гемоглобина

После  экспериментального  сбалансированного  питания  у  школьников  повышается  количество  гемоглобина 

Сюда приезжают на экскурсии не только из окрестных деревень — из соседних районов. Конечно, ландшафтным дизайном сегодня мало кого удивишь. Хотя здесь есть на что посмотреть: искусственный водоем с мостиком, фонтан в виде рыбки, резные беседки… А где еще на Полесье можно увидеть настоящих павлинов, фазанов и страусов? А экзотические растения, не характерные для нашей местности? Тем более в обычной средней школе. Или все же не совсем обычной? Залесская средняя школа специализируется на экологическом и трудовом воспитании. Отсюда и все ее чудеса. 

— Здание нашей школы в 1990 году построено на пустыре, — говорит ее бессменный директор заслуженный учитель Беларуси Валентина Евтушенко. — Кругом песок, камни… Голо, пустынно, уныло. Долго думала, как исправить ситуацию, со многими советовалась. Мечталось создать школу-сад. Думаю, что получилось. 

Получилось, без сомнения. Сегодня в саду вокруг школы — 16 видов плодово-ягодных деревьев, 20 видов кустарников, 40 видов лекарственных растений. Не говоря уже о коллекции комнатных и декоративных растений, кактусов и огороде с овощными культурами. 

И вот мы уже сидим в учительской за… барной стойкой. Это фитобар. Нас потчуют медом со школьной пасеки (четырех ульев достаточно, чтобы раз в неделю 64 ученика получали порцию меда) и чаем, заваренным на травах, выращенных ребятами на пришкольном участке. 

— Вот это чай из лимонника, барбариса и мелиссы. Он повышает работоспособность, успокаивает нервную систему, — рассказывает Валентина Григорьевна. — А это наш фирменный чай по-залесски. В нем трава зверобоя, листья мяты, цветки липы. Применяется как профилактическое средство от простуды, помогает при заболеваниях органов дыхания. 

Еженедельно в рацион детей включаются напитки, приготовленные из китайского лимонника, айвы, мелиссы, смородины, алычи, малины, облепихи, барбариса. В теплое время — как прохладительные, зимой — в виде чая. Обязательны и салатики из свежих овощей, выращенных на школьном огороде. И уже много лет подряд школа не закрывалась на карантин. Может, еще и потому, что каждую осень в специальные ящики учителя и старшие школьники высаживают лук, чеснок, петрушку и выставляют в классах. Эти растения выделяют вещества, укрепляющие иммунитет. В результате — практически стопроцентная посещаемость. 

После чаепития — экскурсия по школе. Начинается она в кабинете экологии. Стен не видно из-за всевозможных растений. В центре — огромный аквариум с золотыми рыбками. 

Именно в этом кабинете проводятся самые занимательные исследования не только во всей школе, но и, пожалуй, в районе. Передо мной на столе научная работа ученицы Залесской школы Кристины Герасименко «Взаимосвязь между питанием учащихся и составом их крови», которая заняла первое место в районе и третье в области на конкурсе биолого-экологических работ. 

— В меню школьникам экспериментального класса из девяти человек дополнительно вводили продукты, которые повышают гемоглобин в крови: морковь, свеклу, натуральные соки, — объясняет суть эксперимента научный руководитель Кристины, учитель биологии Светлана Кондратьева. — До начала эксперимента в участковой больнице ребята сдали кровь, то же сделали спустя три недели. Видите ксерокопии результатов анализов? У всех отмечено увеличение гемоглобина в крови. 

А вот еще одна научная работа Кристины: «Влияние животного мира школы на мыслительную деятельность учащихся». На этот раз медсестра измеряла пульс и давление учащимся перед контрольными работами. Причем одни контрольные проводились в обычных кабинетах, а другие — в кабинете экологии, где перед уроком ребята расслаблялись: пять минут отдыхали, наблюдали за рыбками. Оказалось, что в кабинете экологии, несмотря на волнение перед контрольной, и давление, и пульс школьников изменялись в лучшую сторону. 

— При этом мы не открыли ничего нового, — продолжает Светлана Ефимовна. —  Соблюдение режима дня, чередование труда и отдыха, озеленение, уход за животными — эти советы легко соблюдать в каждой школе. Мы просто подтвердили медицинские знания на конкретных примерах, наглядно показали ребятам, насколько важно правильно относиться к своему здоровью. 

Наша экскурсия переносится на улицу, в мини-зоопарк Залесской школы. Для младших школьников здесь настоящее раздолье. Третьеклассницы Оля Бельская и Ира Атаева и второклассник Дима Барелко собрались, чтобы посмотреть, как старшие дети и учителя будут кормить страусов Жору и Лару. Вся школа надеется, что уже в этом году у пары появится потомство. 

А вот павлины Паша и Пава уже подняли демографию в отдельно взятой павлиньей семье. Их купили в Минском зоопарке двухмесячными цыплятами. Сейчас у них самих четыре цыпленка. Паша приветствует нас резким криком и распушает свой замечательный хвост — как-никак, он здесь хозяин. И никому невдомек, что живущий в соседней клетке задира-фазан просто заклевывал важного павлина, пока их не рассадили подальше друг от друга. 

— Очень интересно учиться в такой необычной школе, — наперебой делятся впечатлениями ученицы десятого класса Наталья Калейник, Анастасия Ганусевич и Алеся Бондарь. — Но и ответственно тоже. Мы помогаем учителям на приусадебном участке, на клумбах. Многое узнали о ландшафтном дизайне, лекарственных растениях. Приятно, что вокруг такая красота. И глядя на нашу школу, жители деревни начинают у себя во дворах сооружать альпийские горки, разбивать клумбы… 

На снимках: любимцы залесских школьников Паша и Пава.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter