Павлинка Людмилы Сенчиной

Белорусский  язык  с  певицей  штудировал  Андрей  Макаенок

Белорусский  язык  с  певицей  штудировал  Андрей  Макаенок

В декабре певицу, актрису  театра и кино Людмилу Сенчину поздравляли с юбилеем. Правда, близкие, да и сама Людмила Петровна, сомневаются в точности года рождения. Папа, выписавший ей в далекой деревне метрику только перед самой школой, не добавил ли пару лет для солидности?

Народная артистка России и Беларусь. Какая связь? Две фотографии. Между ними 36 лет. На одной – юная Люда Сенчина в роли Павлинки в белорусской картине «После ярмарки». На второй – певица Людмила Петровна Сенчина после концерта в Минске с режиссером фильма, автором этих строк.

В то время кинематографического опыта у Людмилы было маловато, о главной роли только мечтала. Но и дебютанткой назвать нельзя. К тому периоду, когда снимался фильм «После ярмарки», музыкальная экранизация «Павлинки» Янки Купалы, Сенчина снялась в двух кинокартинах. В первой, телевизионной детской музыкальной комедии «Волшебная сила», больше требовался хороший голос, чем актерское мастерство. Вторая работа — «Шельменко-денщик» — снята на высоком уровне, но роль Сенчиной была далека от главной. А здесь не просто главная роль, образ – из традиционной белорусской классики, визитная карточка главного театра республики. Можно даже вспомнить Павлину Медёлку, в которую был влюблен Я. Купала и о которой  Сенчина хотела знать все. Пришлось специально встретиться с Володей Короткевичем, он был увлечен биографией Павлины Медёлки, не только знал ее в подробностях, но мог рассказать многие легенды. Вообще, Людмиле роль давалась нелегко. Но она настойчивая, упорная. Сладкая жизнь не для нее, да и вообще судьба Людмилы не представляется как бесконечный праздник и звездопад наград. Когда на ленинградской эстраде ей не давали житья, пришлось уволиться и уехать в Магадан. Несмотря на то, что к этому времени, помимо киношной известности по нескольким фильмам, песни в ее исполнении звучали по радио чуть ли не ежедневно.

На картине «После ярмарки» играть Сенчиной приходилось в окружении очень знаменитых актеров. Среди них – белорусские артисты Галина Макарова, Август Милованов, комики мирового масштаба Борис Новиков, Михаил Пуговкин. С последним ей повезло: Михаил Иванович нежно покровительствовал и помогал Люде еще со времен совместной работы на фильме «Шельменко-денщик». Повезло с партнером – Якима Сороку играл Иван Гаврилюк, известный по лучшим украинским фильмам того времени. Может, именно это помогло Людмиле легко общаться с ним  перед камерой – ведь родом она тоже из Украины.

Вместе с Людмилой Сенчиной приезжал из Ленинграда в Минск Вячеслав Тимошин, ее муж, и даже бывал на съемках, но практически незримо. Он приезжал, чтобы Людмила, театральная актриса, не оставалась без его зрительской поддержки. После съемок он возил ее знакомиться с нашим городом, нашей культурой. Правда, впоследствии она с ним рассталась, как, впрочем, и со вторым мужем, популярным музыкантом и композитором Стасом Наминым.

На съемки Людмила приезжала из Ленинградского театра музыкальной комедии, в который была влюблена и где была примой. Работала она и на эстраде, причем записи проходили с композиторами мировой славы – с Мишелем Леграном, Андреем Петровым, Александрой Пахмутовой, Давидом Тухмановым, Евгением Глебовым. Романс на стихи А.Пугачева «Белой акации гроздья душистые» Людмила Сенчина исполнила так, как до нее никому не удавалось. Если с песней «Золушка» в 1970 году пришел первый успех, то этим романсом она просто покорила мир. Я не оказался исключением. Очарованный ее обаянием, пригласил на кинопробы на главную роль. Замечательному драматургу и автору сценария фильма «После ярмарки» Андрею Макаенку она понравилась сразу, и для меня вопрос ее участия был решен.

В нашем фильме звучит песня в исполнении  Люды. Она – на белорусском языке, которого Людмила не знала. Записывалась песня на Белорусском радио, ночью, с участием двух друзей – композитора Евгения Глебова и драматурга Андрея Макаенка. Тот штудировал с Людмилой акценты и за вечер отработал с ней совершенный белорусский выговор.

Тогда, в том далеком 1972-м, расставаясь, Людмила Сенчина сказала:

— Мне нравится Белоруссия, нравится Минск. Я обязательно сюда приеду: на киносъемки, или с гастролями театра, или просто на отдых.

Однако на съемки не приглашали, театр у нас не гастролировал, на отдых не было времени. И тем не менее Людмила Петровна частый гость белорусской столицы. Она много раз приезжала с сольными концертами, последний раз – весной этого года. Наша встреча случилась на одном из концертов. Как всегда, был аншлаг...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter