Павел I – гатчинский мечтатель.

В Москве проходит выставка, посвященная 210-летию трагической гибели императора.

В Москве в Музее-заповеднике «Царицыно» развернута масштабная выставка «Утраченные иллюзии – Павел I. Эпоха и личность», приуроченная к 210-летию со дня трагической гибели Павла в Михайловском замке Петербурга.

Если в подземном ходе Гатчинского дворца крикнуть: «Кто здесь правил?», эхо непременно ответит: «Павел… Павел…» Мистика... Уже не говоря о том, что своим Отечеством император правил четыре года, четыре месяца и четыре дня. Действительно, Павел I остается одной из самых таинственных фигур в череде российских самодержцев. Неисправимый романтик и идеалист, с детства мечтавший быть рыцарем, глубоко верующий, увлеченный масонством и избранный великим магистром Мальтийского ордена…
Таинственные слухи и домыслы окружали бедного Павла уже с самого рождения. При дворе ходили легенды о том, что его настоящий отец – фаворит императрицы Салтыков. Иной раз говорили: Павел – и вовсе не царской крови. Мол, родила царица в ночь… мертворожденную дочь, которую расторопные родственники быстро обменяли на младенца, родившегося от здоровой чухонки.
Он вступил на престол 42-летним – редкий случай в истории династии. Но к тому времени уже успел создать в своем воображении модель идеального государства и целую программу его устройства. Он знал, как реформировать армию, культуру, экономические отношения и внешнюю политику, чтобы во всем его «королевстве» наступил мир и порядок. Но сказочный корабль мечты налетел на суровые скалы непонимания придворного окружения. Стремясь воплотить в жизнь многие утопические идеи, Павел Петрович доводил дело до абсурда и комедии – что давало повод для  рождения многочисленных исторических анекдотов о Павловской эпохе. Нельзя не вспомнить историю, описанную Юрием Тыняновым в повести «Подпоручик Киже». Но в иных случаях дело доходило до драматизма и трагедии. В итоге император-идеалист остался один, со своими утраченными иллюзиями, сокрывшись от всех в Михайловском замке. Здесь он и был убит темной мартовской ночью – задушен и добит ударом в висок. Первое время информация об истинной причине гибели скрывалась – подданных уверяли, что виной всему «апоплексический удар». Но слухи при  дворе распространялись куда быстрее. «Император скончался от апоплексического удара табакеркой в висок», – шутили между собой придворные острословы. Хотел как лучше, но окружение решило иначе: уничтожить самодура и спасти Отечество, пока его безумная фантазия не довела до катастрофы.
Стоит заметить, что судьба Павла была особым образом связана с Царицыном. Архитектурный ансамбль был возведен зодчим Василием Баженовым по заказу Екатерины Великой. Два дворца предназначались для императрицы, а один – для цесаревича Павла Петровича и его семьи. В 1785 году указом Екатерины II Баженов был отстранен от строительства, а главные дворцы Царицына разрушены. На руинах начал творить свой Большой дворец архитектор Матвей Казаков. Взошедший на престол сын императрицы Павел Царицыно невзлюбил и в одном из своих первых указов решил расправиться с ненавистным местом – строительство Большого дворца было остановлено. В течение почти двух веков архитектурный комплекс умирал, превращаясь в руины.  И сегодня в стенах возрожденного Большого дворца в многочисленных документальных и вещественных свидетельствах представлена жизнь Павла I.
В создании уникальной выставки приняли участие 14 музеев Москвы и Санкт-Петербурга, три государственных архива и два частных коллекционера. Содержание ее охватывает самые разные аспекты правления императора – его реформы, внутреннюю и внешнюю политику, взаимоотношения с Мальтийским орденом, заговор и цареубийство, а также жизнь разных слоев общества той эпохи.  700 экспонатов (многие из них выставлены впервые) –  свидетели всего. Среди них – письменные принадлежности Павла I, книги из личной библиотеки,  его одежда – мундир, камзол, ботфорты. Здесь же – предметы дворцового интерьера из резиденций императора – Павловска, Гатчины, Петергофа и Михайловского замка. На выставке в большом количестве представлены портреты ближайшего окружения и императорской фамилии, произведения живописи и графики той эпохи, а также редкие архивные документы.
В каждом зале представлена определенная сторона жизни загадочного самодержца. Армия, любимое детище Павла, – особо важная тема. Планы военных учений и маневров, образцы обмундирования, вооружения и снаряжения превращают зал в подобие плацдарма – словно того самого, Гатчинского, где тренировал своих «стойких оловянных солдатиков» будущий император. Отдельный зал посвящен деятельности Павла в Мальтийском ордене. Здесь можно увидеть Манифест Павла I 1798 года о согласии принять титул великого магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, а также уникальный экспонат – Звезду Ордена, которую могли получить исключительно во времена царствования Павла I.
В зале, посвященном гибели императора, организаторы выставки сумели в деталях воссоздать обстановку последнего вечера в Михайловском замке. Здесь и последний указ императора Павла I, отданный «при пароле» 11 марта 1801 года, и сорочка, в которой император был убит. Данный проект продолжает серию выставок, посвященных историческим деятелям, чья жизнь была так или иначе связана с Царицыном. А это означает, что впереди еще много уникальных экспозиций, которые воскресят ушедшие эпохи в многочисленных дошедших до нашего времени свидетельствах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter