Пациентам и пассажирам будут крутить ролики

Минск, конечно, не Москва, где каждая свободная пядь пространства занята рекламой. Но порой кажется, что и у нас с ней перебор...

Минск, конечно, не Москва, где каждая свободная пядь пространства занята рекламой. Но порой кажется, что и у нас с ней перебор. Включаешь телевизор — видишь один бесконечный рекламный ролик с перерывом на отрывки сериалов. Заходишь в лифт — натыкаешься на стенд с многочисленными телефонами доставки пиццы, нового пивного магазина или фирмы по установке окон. Открываешь почтовый ящик — выпадает ворох рекламок. Поэтому когда в наших автобусах и поликлиниках на видных местах появились плазменные панели, возникли вопросы: кому и зачем это нужно?


Звук вокруг


В маршрутном такси Минск — Хойники пассажиры четыре часа были вынуждены серию за серией смотреть один из многочисленных российских боевиков. Лично я лучше бы скоротал время за старой советской комедией или молодежным ситкомом. Хотя, как говорится, дело вкуса. Услугу под кодовым названием «ТВ в маршрутках» рекламные компании предлагают уже давно. Музыкальные клипы, социальные ролики, фильмы вкупе с рекламными сюжетами для нас уже не новинка. Отдохнуть от наплыва подобной информации можно было разве что в транспорте общественном (если, конечно, целенаправленно не читать объявления на «бегущей строке», не смотреть на листовки). Но только до недавних пор.


...Автобус 1–го маршрута. У двери — скопление пассажиров. Неужели все собираются выходить? Нет. Остановка, другая, третья... Даже не шелохнутся. Этот «квест», впрочем, можно было разгадать еще с улицы. Под потолком в салоне висит небольшой телевизор, где транслируется туристско–познавательная программа в стиле National Geographic. Кажется, сюжет был про Индию.


Заместитель генерального директора «Минсктранса» Виктор Тозик рассказывает историю появления экранов в автобусах. На транспортного перевозчика с предложением вышла одна из частных фирм. За размещение предприятие не заплатило ни копейки.


— Мониторы есть примерно в 70 автобусах, — приводит данные начальник отдела рекламы и аренды «Минсктранса» Елена Максимович. — Компания, установившая их, сама составляет «программу передач», исходя из имеющихся заказов. Первое время она по большей части познавательная. Пока такие сюжеты соседствуют с нашими социальными роликами об оплате проезда. Но в будущем там должна появиться и реклама коммерческая.


Небольшие страноведческие фильмы — это интересно. Сам всегда с удовольствием смотрю их, предположим, на борту самолета. Авиакомпании уже давно ухватили подобную тенденцию, теперь дело и за транспортниками наземными. Кстати, первые попытки скрасить время в пути для пассажиров были предприняты еще в начале прошлого десятилетия. По минскому маршруту № 44 колесил троллейбус с рекламой одного из интернет–порталов. В его салоне как дополнение висела оригинальная бегущая строка, на которой транслировались выдержки из Книги рекордов Гиннесса. Но вот не вызовет ли отторжение реклама коммерческая, тем более звуковая? Одно время от нее, помнится, не было спасу. Резкий звук, обилие роликов провоцировали жалобы. Не боятся ли транспортники «рецидива»?


— Это — новшество, поэтому ответить на вопрос пока сложно, — отвечают в «Минсктрансе». — В 2011–м была единственная претензия на уровень звука, но она не подтвердилась. Проверили все автобусы маршрута, нарушений не выявлено. Все субъективно... Что касается рекламы и социальной информации, транслируемой через речевые информаторы, то ее перечень сейчас пересматривается. Некоторые ролики будут, конечно, убраны.


Больничный синдром


В одной из поликлиник, куда я пришел за справкой, мониторы пока погашены. Бабушки вздыхают: опять будет эта реклама! В поисковую систему я ввел два слова — «реклама» и «поликлиники» — и понял, что пенсионерки недалеки от истины. Мне интернет выдал сразу несколько сайтов, предлагающих подобные услуги: с расценками и адресами.


— Мы устанавливаем табло, чтобы рассказать об услугах, предоставляемых учреждениями здравоохранения, — прокомментировал первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Мингорисполкома Игорь Юркевич. — Для этого вскоре должны быть созданы специальные видеоролики. Реклама лекарственных средств? Мы это пресекаем.


Кстати, подобные экраны могут появиться и в женских консультациях. Читаю на лентах информационных агентств: с их помощью будут бороться с абортами. Автор идеи — центр поддержки семьи и материнства «Матуля». Его исполнительный директор Вероника Сердюк говорит, что проект включает несколько инициатив:


— Мы заключили договор с одним из фондов. В 2010 году они установили 200 таких мониторов по всей России, а в прошлом начали работать и в Беларуси. Два экрана появились в Бобруйске, один — в 4–й минской женской консультации. Там будут транслироваться фильмы. Все они позитивные — с пропагандой материнства. Скажем, о том, как хорошо быть мамой, расскажут известные люди. Знаю, что похожие программы есть и в Могилеве. Говорите, что во многих минских поликлиниках уже установлены мониторы? Мы об этом не знали, спасибо, обязательно поинтересуемся.


* * *


Один из моих респондентов очень правильно сказал: в рекламной деятельности все должно быть системно и соразмерно. Главное здесь — не переборщить.


Прямая речь


Елена Маевская, специалист по рекламе, доцент кафедры социологии журналистики Института журналистики БГУ:


— Данная реклама оправданна только в том случае, если она реально интересна тем, кто ездит в автобусе или сидит в очередях в поликлинике, отвечает их потребностям, иначе информация будет вызывать раздражение. Вот одно из возможных решений. Скажем, по маршруту общественного транспорта находится супермаркет, где предоставляют солидные скидки. Почему бы об этом не сообщить пассажирам за остановку–другую до него?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter