Пацаны

Бегающие по довольно приличному полю футболисты в красивой форме, чересчур приветливые осужденные, плакат "Для нас они - прежде всего дети!".
Бегающие по довольно приличному полю футболисты в красивой форме, чересчур приветливые осужденные, плакат "Для нас они - прежде всего дети!"... Увиденное мною на территории Бобруйской ВК-2 наводило на мысль о показухе. Не слишком ли благопристойно для "малолетки"?

- Так уж прежде всего и дети? - недоверчиво спрашиваю у начальника колонии Сергея Перковского, листая справки со сведениями о составе "cпецконтингента" (а отбывают наказание в ВК-2 и олигофрены, больные ПХРЛ (психопаты), наркоманы, алкоголики, лица, склонные к побегам). - Признайтесь, а ведь хочется всю эту "воспитательную работу" бросить и, грубо говоря, за дубинку взяться?

- Сотрудникам, которые видят в пацанах только преступников, здесь делать нечего, - парирует полковник. - Бывает, с такими циничными преступлениями сталкиваешься, что первое желание - самому разорвать на кусочки. Но я должен это отбрасывать, контролировать эмоции. Оценку преступлению дал суд. Я же должен работать с осужденным, воспитывать, корректировать поведение, выводить в нормальную жизнь. К тому же я как отец всегда думаю о том, что может обернуться так, что этот пацан выйдет отсюда и, возможно, будет жить рядом с моими детьми, может быть, даже учиться, работать в одном коллективе. Почему мне должно быть безразлично, каким он выйдет из колонии? И, по-моему, так должны рассуждать все. И задавать себе вопрос: а что ждет пацана на свободе?

Старший психолог ВК-2 подполковник Сергей Аврамцев рассказывает мне о результатах проведенного недавно среди воспитанников анонимного опроса. На вопрос об их планах после выхода на свободу 37,9 процента юных зэков ответили, что собираются продолжать учебу в учебных заведениях. 58,9 процента планируют устроиться на работу, 3,3 процента полагают, что на этот вопрос лучше ответят родители. Не исключили возможность, что совершат новое преступление, 7 процентов. Пока не приняли конкретного решения 13,2 процента. По мнению С.Аврамцева, эти "неопределившиеся" - в группе риска. Могут встать на путь исправления, а могут и сорваться... Так же, как и те, кто планирует устроиться куда-нибудь. Ведь ясно, что в лучшем случае их ждет малооплачиваемая работа подсобных рабочих.

Тему социальной адаптации и реабилитации вчерашних несовершеннолетних заключенных обсуждали мы и с приехавшей в Бобруйскую ВК-2 из Минска главой международного благотворительного общественного объединения "Настенька" Натальей Давыдовой. Эта деловая женщина, оказывается, частая гостья в "местах не столь отдаленных", занимается оказанием гуманитарной и психологической помощи детям из так называемой "социально неблагополучной среды". В частности, под опекой "Настеньки" находятся сейчас 70 детей-сирот, отбывающих наказание в Бобруйской ВК-2.

- Наше общение строится на программе "Равный обучает равного", - рассказывает Н.Давыдова. - Мы привозим в колонию для несовершеннолетних бывших наркоманов, тех, кто побывал в местах лишения свободы. Своими личными историями эти люди убеждают заключенных детей в том, что пора "завязывать". Рассказ бывшего вора-карманника "всесоюзного" значения с 25-летним тюремным стажем действует на ребят гораздо сильнее, чем нравоучительные книги или учительское морализаторство. "Бывшие" и "нынешние" разговаривают на одном языке, на одном сленге. Даже блатная "феня" помогает созданию естественной атмосферы. Эти дети словно просвечивают тебя, оценивают, чего ты стоишь. И отвечают преданностью тем, кто впервые в их непутевой жизни заинтересовался их проблемами. Забрасывают нас затем письмами. Вот и получается, что мы "в ответе за тех, кого приручили". И возвращаемся сюда снова и снова.

Сейчас "Настенька" планирует создать в Минске или в одном из его пригородов своеобразный мост между "зоной" и свободой - кризисный центр для оказания юридической, психологической, гуманитарной поддержки только что освободившимся ребятам. Но чтобы открыть такой центр, необходимо найти подходящий дом в Минске либо Минском районе. Наталья Давыдова и ее единомышленники надеются на содействие властей и рядовых граждан. "Это будет место общения, надежды, обретения уверенности в завтрашнем дне, - поясняет Н.Давыдова. - Возможно, что кто-либо из читателей "СБ" предоставит нашей организации здание для кризисного центра?"

...Вместе с сопровождающим офицером покидаю "зону". Время действия моего пропуска истекло. Уже в спецчасти администрации ВК-2 мне показывают дело одного из воспитанников. Вместе с приятелем в состоянии алкогольного опьянения пацан нанес случайному взрослому собутыльнику более 300 (!) ножевых ранений. Каким он выйдет на свободу? Озлобленным, еще более опасным или все-таки стремящимся измениться? Увиденное и услышанное мною в бобруйской "малолетке" все-таки позволяет надеяться на лучшее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter