Как наши журналисты подежурили ночью с патрулем в Минске

Патруль 309

«Мы из милиции. Кто здесь?» — громко спросил сотрудник Московского РУВД Минска Виталий Зубик, освещая фонариком темные углы подвала — подсобки ЖЭСа по ул. Короля, куда, по сообщению граждан, зашел посторонний. Никто не ответил, но в одной из комнат послышалось шевеление. Заходим, а там — стол с выпивкой и закуской. На диване не двигаясь лежал человек с открытыми, словно стеклянными, глазами… 

Виталий Зубик (слева) и Тарас Пашкевич.
фото Владимира Шлапака.

В канун 75-летия ГУВД Минска мы расскажем о работе одного из важнейших его подразделений — патрульно-постовой службы милиции.

— Мужчина, вы кто? — пытался выяснить патрульный у лежавшего на диване в подсобке. Но тот и глазом не моргнул, только под засаленной майкой то поднимался, то опускался живот. — Дышит — уже хорошо. Мужчина, как самочувствие? 

Гражданину плохо не было: судя по пропитавшему помещение перегару, он дошел до желаемой кондиции. Когда же человека наконец усадили и выяснили, что он просто пришел в ЖЭС, в подвал пожаловали другие гости и прямиком — в соседнюю комнату. Аккурат в банкетный зал, где пир, похоже, устраивали не единожды. 

Увидев милицейскую форму, вошедшие так и присели у стола вместе с пакетами плодово-выгодного и фруктами. 

— А вы, собственно, кто? — щурился тот, что постарше. — Вот я здесь, например, косец.

Разъяснили косцу, что в столь позднее время помещение должно быть закрыто, не говоря уже про застолье на рабочем месте. Гражданин и сам это прекрасно понимал. Он был судим, есть административные протоколы, в том числе за распитие. Его приятель и вовсе 8 дней как из колонии, куда дважды попадал за нанесение людям тяжких телесных повреждений. Нигде не зарегистрирован, паспорт в ИК получал, имеются нарушения превентивного надзора. А вчера он тоже попался за пьянку. 

Патрульный пытался выяснить, кто устроил вечеринку в подсобном помещении ЖЭСа.
фото Алексея Матюша

Судя по всему, в помещении была и женщина. Теперь она сидела на скамейке рядом с подвалом. К своим друзьям, шагающим к милицейскому «уазику», не спешила. 

— Мы выезжаем первым нарядом по любым сигналам, — по дороге рассказал мне о службе патрульных милиционер-водитель Тарас Пашкевич. — Это и жалобы от соседей на шум, и распитие алкоголя там, где не следует, и драки… Все, что угодно. Выясняем, что произошло, и докладываем дежурному, а он уже направляет на место, если нужно, участкового, следственно-оперативную группу и т.д. Теперь нам надо в дом по ул. Лермонтова. 

Там, на лестнице между первым и вторым этажом, подложив под голову пиджак, спал незнакомец. Рядом — бутылка водки и яблоки. Пробуждение было долгим. Сотрудники проверили паспорт:

— Живет в соседнем доме. Мужчина, что вы здесь делаете? 

— Игорь я, — пытался сфокусировать взгляд персонаж. Он был недоволен, что его потревожили. — Кому я мешаю?

— Людям, которые здесь живут.

Представившийся Игорем еле держался на ногах. Говорит, что пришел в гости, а его не пускают. Интересно, что, несмотря на свое шаткое положение, бутыль с алкоголем держал крепко.

«Нормально вас поддерживаю? Не штормит?» — поинтересовался патрульный. «Нормально, пацаны». 

Придерживая голову, чтобы человек ее ненароком не ушиб, усадили «пацаны» его в служебный автомобиль и отвезли в дежурную часть. А сами — к магазинам, где время от времени собираются компании. Одна такая теперь выпивала на парковке, устроив бар прямо на капоте, другая расположилась на скамейке почти у входа в «ночник».

Выпивох, пожалуй, большинство среди нарушителей, с которыми приходится иметь дело патрульным. Особой популярностью, рассказывает Виталий Зубик, у таких компаний пользуются парки, скверы, дворы, остановки транспорта и магазины, где алкоголь продают 24 часа в сутки: «Бывает, за смену раз пять выезжаем по одним и тем же адресам. Пока одних в райотдел отвезешь, другие приходят».

Нередко, признаются напарники, в РУВД приходится везти и в наручниках. Вчера, к примеру, позвонила женщина: «Бывший муж пришел с разбитой головой, буянит». Усадили его в «скорую» с черепно-мозговой травмой, и медики — две девушки — попросили, чтобы милиционер с ними поехал: мало ли что. Старшина Зубик сел так, что пациент его не видел: «Только тронулись, он у девчат спрашивает: «Мент свалил?» Те зачем-то ответили, что да. Ну «больной» подрывается и к двери, а там я. В общем, прилег мужчина обратно и дальше вел себя прилично». 

У сотрудников патрульно-постовой службы с недавнего времени есть персональные видеорегистраторы. Признаются, что они здорово действуют на нарушителей. Они видят, что идет запись, и ведут себя более сдержанно. 

В патрульной машине снова ожила радиостанция: «Патруль 309, на улице Ленинградской, 4 дверями друг другу повредили машины». Мы приехали на место. Царапины оказались крошечными. Дело, говорят участники конфликта, тут, скорее, принципа. Потом наряд выбыл к магазину, где неизвестный вскрыл камеру хранения, забрав чужие вещи. Затем проверил пару клубов, чьи посетители периодически бьют друг другу лица, а потом милицию вызывают. Иногда звонят в ОВД и таксисты, потому как скандалят, не платят за проезд пассажиры.

— Насмотрелись мы за годы службы всякого, — говорит мне Виталий. В патрульно-постовой он с 2012-го. Его напарник Тарас пришел сюда сразу после армии: «Сперва лет 8 был в пешем патруле, а потом водителем. На вызовы ходим с напарником вместе». Вместе ловят пытающихся сбежать через окна первого этажа семейных скандалистов и тех, кто в шкафу и за диванами прячется, а также закладчиков и потребителей наркотиков. Тарас вспомнил и такой случай. В милицию сообщили, что на ул. Слободской кто-то через балкон в квартиру залез: «Стучим в дверь, не открывают. Балконная рама распахнута, и нет никого. Дай, думаю, под балконом проверю. Раздвигаю кусты — сидят два красавца с пакетом украденных вещей. А однажды воров авто поймали, правда, до того успели они меня немного на капоте прокатить. Потом выяснилось, что компания эта за час несколько машин вскрыла».

— Патруль 309, мужчина видел, как у дома по улице Карпова дерутся с ножами, — передали по радиостанции. Забегая вперед, скажу, что двоих дерущихся (ранее судимых) вскоре задержали по приметам омоновцы. Один из ножей хулиганы выбросили, убегая. Дальше с ним работал эксперт-криминалист.

…Шел четвертый час ночи, когда из дежурки сообщили о разбое в квартире по ул.К.Либкнехта. Сожители разругались, и мужик вышел на балкон. На улице компания попросила у него закурить, тот ответил резко. Тогда трое вычислили квартиру, недолго думая выбили дверь и стали избивать хозяина. В какой-то момент он упал на бутылку и сильно порезался. Видимо, кровь испугала налетчиков, и они убежали. Медики успели спасти потерпевшего, он выжил и был доставлен в больницу. А патрульные остались ждать следственно-оперативную группу.

Таким выдалось ночное дежурство. Одно из многих.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter