Воспитание патриотизма — это не одноразовая акция, а каждодневная рутинная работа семьи, школы, страны

Патриотизм заключается в поступках

Продолжаем знакомить наших читателей с откликами на статью председателя президиума Национальной академии наук академика Владимира Гусакова «Воспитание патриотизма», опубликованную в нашей газете 30 марта.


Начать с себя

Нина Дрык, учитель со стажем, Брест:

— Слова академика Владимира Гусакова актуальны и насущны. Патриотизм начинается с себя, и каждый человек за это в ответе. Кто, как не педагог, должен научить любить свою Родину, знать свои традиции и приумножать их?

Школа и родители, наша задача — вытянуть детей из паутины интернета. Возможности уже появляются: создаются патриотические центры, клубы, где можно объединить детей, предложив интересные игры, занятия. 
Нужно обратить внимание на засилье английского языка. Почему мы делим класс на группы при изучении иностранного языка, а на уроке русского и белорусского сидят 30 учащихся? Деление должно быть только в профильных классах.
И языковые бесчинства никто не останавливает — корявый «англояз» захватывает нас: мерчандайзер, харассмент, лайфхак наперевес с фейком и коучем трендируют наш экспириенс… Вопрос классика «что делать?» встал ребром. Ответ прост: начинать делать, думать, воспитывать величием языка, он духовная сила народа.

Мы помним пионерские костры, а песня «Взвейтесь кострами, синие ночи...» под вынос пионерского флага дружины до мурашек по телу пробивала и рождала любовь к малой родине, и мы свято верили в величие Родины большой. Сегодня все мероприятия в школе надо начинать с исполнения гимна: в нем гордость нации.
Воспитание патриотизма — это не одноразовая акция, а каждодневная рутинная работа семьи, школы, страны. Задача всех, чтобы этот вопрос не остался на бумаге, не свелся к количеству отчетных бумаг и проведенных мероприятий.

Нужны правильные книги

Владимир Лобан, агрогородок Грицевичи, Клецкий район:

— Воспитание патриотизма. Соединяя первое как действие по отношению ко второму, получаем неразрывное. И худо, если цепочка непрочная.

Итак, с чего начинается Родина? Правильно, с картинки в твоем букваре. У нынешнего дитяти, для которого букварь вторичен, а пальцы летают над смартфоном с ловкостью заправского иллюзиониста, картина иная. Какая? Узнаем, когда подрастет. А пока, придя из школы, где над ним колдовали до самоотречения, это дитя включает видосик. 

С чего начинается Родина? С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. Они были такими, когда воспитывались семьей, тимуровскими командами, студотрядами и армией без гаджетов. И это точно не про дворовые чаепития с предательским привкусом. 

Короче, лежит этакий увалень-подросток на диване (вместо занятий в спортзале) и ведет танковый бой. А потом его не берут в армию — нестроевой. 
А теперь сорву с ваших уст вопрос: если такой умный, то скажи, что делать? Отвечу честно: не знаю. Врагом технологической революции выглядеть не хочу. Однако субъективно мне видится, что взрослые должны возглавить процесс, не отдавая его на откуп неокрепшим умам.
Для того чтобы последней картой в руке оказался козырный туз, надо, чтобы наши детишки в детстве читали правильные книжки. Бумажные книжки!

Не надо рая, дайте родину мою

Николай Печень, уроженец деревни Будиловка Докшицкого района Витебской области, ныне москвич:

— Что для меня любовь к Родине? Это когда оставляешь теплую московскую квартиру и мчишь за сотни километров в отцовский остывший дом. Истопишь печку — и так тебе хорошо… Мы с женой каждую зиму ждем апрель, чтобы приехать на малую родину. Делаем прикидки. Она вернется из магазина — вот, прикупила удобную тяпку, буду клубнику полоть. И вот апрель. Каждое утро начинается со слов: «Осталось десять дней до поездки». А потом девять… Сяду в машину и включаю любимую песню «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна». Она передалась мне от отца, верен каждому ее слову. Объехал 70 стран мира и каждый раз считал деньки до возвращения сначала в Москву, потом в Будиловку. Это как в стихах у Есенина: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою».

С возрастом понимаешь: погост, где лежат косточки дедов, ценнее любого золотого памятника на Новодевичьем кладбище. Я, например, заказал быть похороненным на будиловском. Это и есть простая любовь к родине. И это у нас семейное. Я воспитывался на фронтовых буднях отца. Его отца и дядей репрессировали. Он был сыном врага народа. И когда спросил у отца, почему ты пошел в партизаны, а не в полицию, когда грянула война, он был удивлен вопросом: «Я пошел защищать свою Родину, свою Будиловку, могилы предков, хату от немчуры. Сталина ненавижу, а Родину люблю, готов жизнь за нее отдать». 

Сергей Лучинский, предприниматель, Молодечненский район:

— Мое твердое убеждение, что быть патриотом — значит уважать свой народ и не подменять ценности, которые веками вырабатывались на твоей Родине. Для меня патриотизм начинался с малого: с отношения к дереву у дома, друзьям в детском саду, школе, старикам… Это то, что заставляло меня всегда и будет впредь заставлять быть сильным и целостным. Я не очень умею выражать свои мысли, но уверен, что патриотизм — это любовь к своей стране, бескорыстная, беззаветная, какая может быть к собственным родителям, бабушкам и дедушкам.

Вспоминаю лихие 90-е, когда с Запада нам навязывалась идеология иных «ценностей». То было чуждым и даже вредным. Даже слово «патриот» имело ругательный смысл. Слава богу, сегодня многое меняется к лучшему. Среди моего окружения все больше людей, которые действительно любят и уважают свою страну. 

ОТ ­РЕДАКЦИИ. Высказаться по сути размышлений руководителя НАН предлагаем каждому. Ждем ваших комментариев и откликов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter