Патриотическая ода

О национальной символике

Как у нас обстоит дело с распространением национальной символики? Над этим вопросом я задумалась в очередной раз после беседы с Владимиром Разумовичем, директором одной из барановичских школ. Недавно он побывал в Швеции. Вот что его поразило: на каждом шагу там натыкаешься взглядом на... государственные флаги. Синие полотнища с желтыми крестами развеваются не только над административными учреждениями. Флаги реют над жилыми домами, вывешиваются на балконах и стоят на столиках в уличных кафе. А местная молодежь с видимым удовольствием украшает себя сине–желтыми значками. Купить флажки, значки, настольные знаки, вымпелы, бейсболки и другие сувениры с национальными символами там можно едва ли не на каждом углу.


А как у нас? В Минске выбор интересующей меня продукции широк. Помимо флагов, гербов и значков, в ЦУМе и в киосках на железнодорожном вокзале обнаружила и такие товары–символы: макеты обелиска на площади Победы и Национальной библиотеки. Правда, удивило, что «визитные карточки» нашей страны изготовлены в КНР. Приятно, конечно, что китайские производители наладили производство милых нашему сердцу сувениров. Но колет сознание вопрос: а почему белорусские предприятия отстают?


Впрочем, это вопрос уже иного порядка. Меня лично пока больше волнует другое. В областных городах с национальной символикой в магазинах более или менее порядок. Можно и флаги из ткани купить, и небольшие бумажные флажки, и настольные знаки–гербы, и нагрудные значки. А вот в провинции таких товаров часто не найти. Недавно я зашла в магазины трех райцентров — Ганцевичей, Ляховичей, Барановичей. Ассортимент ограничен полотнищами флагов двух–трех размеров. А цены, скажу прямо, для глубинки — кусачие. От 17 до 53 тысяч! На вопрос, почему в продаже нет бумажных флажков и значков, в Ляховичах продавцы пожали плечами. Хотя и признались, что ими покупатели интересуются часто. Особенно дети и подростки. Как же так?


«Проблем с обеспечением магазинов области сувенирной продукцией, в том числе товарами с государственной символикой, нет, — заверили меня в управлении торговли и услуг Брестского облисполкома. — Если в магазинах райцентров таких товаров нет, то это недоработки местных товароведов, и только!» И добавили, что на подобную продукцию магазины даже снижают торговые надбавки — до 10 процентов, чтобы она была доступна потребителю.


Но получается как–то странно: и проблем с обеспечением нет, и символики на прилавках государственных магазинов тоже нет.


Я позвонила в правление Брестского облпотребсоюза. Там меня поспешили заверить, что интересующие меня товары «прямо сегодня» завезли и в Ганцевичи, и в Ляховичи. Вот только значки на прилавки еще не поступили.


«Что же это за дефицит такой — значки, коль днем с фонарем их в торговле не сыскать?» — подумала я и позвонила на экспериментальный завод им. Н.Гастелло в Минске. В приемной на мой вопрос о наличии значков «белорусский флаг» ответили: «На складе есть. Может, хотите еще и значки с гербами белорусских городов?»


Оказывается, что интересующие меня товары–символы на заводских складах есть. Но почему–то в звене производители — торговля случаются сбои. Может, государственная символика не очень интересует государственную торговлю из–за надбавки, ограниченной 10 процентами? Да, с такой «маржей» показатели по товарообороту и прибыли выполнять проблематично. Экономический аргумент мог бы показаться сильным... Но его опровергают частные магазины, которые в хорошем темпе заполняют недостаток предложения. Именно в частных «Канцтоварах» в Барановичах я обнаружила в продаже изготовленные в Гродненской типографии «дефицитные» бумажные флажки. Обрадовалась и сразу купила один для своего кабинета — пусть красуется на моем рабочем столе.


Кто–то, может, и подумает: «Зачем цепляться к «мелочевке», есть ведь вещи более насущные!» Не соглашусь. Помните знакомое с детства «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре...»? За сорок лет, прошедших с того времени, как были написаны эти патриотические куплеты, изменились и картинки в букваре, и страна, в которой мы живем, и ее символика. Но одно, на мой взгляд, осталось неизменным.


Родина, чувство патриотизма начинаются с фрагментарных деталей. Но «мелочей» здесь быть не может. На том стою. И потому считаю, что в торговле всегда должны присутствовать товары с национальной символикой. В широком ассортименте и по доступным ценам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter