ДИРЕКТОР сельского Дома культуры агрогородка Новые Максимовичи Сергей ЩЕПКО уже не первый год буквально по крупицам собирает коллекцию старинных вещей. Их сотни, и они вполне могут претендовать на звание музейных экспонатов.
НОВЫЕ Максимовичи стали агрогородком в 2008 году. Тогда же местный Дом культуры пережил обновление — глобальный ремонт с приставкой «евро». В нем будто заново начал биться пульс жизни. Сегодня это, без сомнения, тот самый очаг культуры, который притягивает к себе множество сельчан. Здесь 9 клубных формирований. Среди них краеведческое объединение «Спадчына», различные кружки, ребята занимаются по классу баяна детской школы искусств, не первый год действует любительский коллектив «Вдохновение».
Другое дело, огорчает директора СДК тот факт, что меньше на селе молодежи. А у подрастающего поколения свои интересы — все больше общаются в соцсетях, в каждом доме телевизор-интернет... Тем не менее Сергей Петрович и его коллеги не могут позволить, чтобы культурная жизнь в агрогородке угасла.
Заведующая библиотекой СДК Екатерина Сакова за тридцать с лишним лет работы изучила вкусы всех своих читателей. А поэтому не так давно среди полок с книгами появился... уголок пчеловода. Занимательная экспозиция не случайна. Екатерина Викторовна поясняет, что в агрогородке многие занимаются разведением пчел. Кстати, и директор Дома культуры Сергей Щепко – пчеловод. И она с мужем тоже. Замечает, что в этих краях такое занятие – «на генном уровне». Вот и задумали оформить уголок со старинным инвентарем пасечника, специальной литературой. Интересные собрали экспонаты. Старинный дымарь, ножи для меда, скребки…
Пробую примерить на себя один из них – маску. На широком деревянном ободе — сетка из конского волоса. Да уж, чтобы чувствовать себя в безопасности, надо иметь крепкую шею, ведь такая спецзащита тяжела и неудобна.
Но, пожалуй, одна из самых необычных фишек сельского Дома культуры – многочисленная коллекция старинных вещей, которую собрал лично директор Сергей Щепко. Сергей Петрович демонстрирует самый первый экспонат, который в буквальном смысле нашел под забором – будильник, выпущенный на одном из советских заводов более полувека назад. С него, собственно, все и началось. Сегодня на полках и стенах уже более 300 часов: «Славы», «Победы», «Ракеты», «Лучи», еще «живая» кукушка в ходиках… Раньше он их заводил, но они так бойко тикали вразнобой, что часть пришлось остановить. Правда, часы – только малая часть раритетов, говорит Сергей Петрович и предлагает подняться в большой зал, где выставляется основная экспозиция. Это настоящий музей! Глаза разбегаются от количества необычных вещей. Сделать фотоальбом – можно изучать историю!
Директор с ребятами разделили выставку на части. Отдельно — документы, фотографии, истории жизни односельчан, которые прошли войну. В шкафах – посуда, стеклянные изделия, среди которых пузырьки из-под лекарств конца XIX — начала XX веков, немецкие бутыли из-под вина, уцелевшие в окопах Первой мировой войны. Гильзы и каски – времен Великой Отечественной. А сколько предметов быта. Лопаты для хлеба и зерна, мясорубки, серпы, кованые топоры, самовары, рушники, веретена, безмены, утюги и прялки, новогодние игрушки, которые украшали скромные послевоенные елочки в сельских домах… Есть даже фонарь обходчика и старинный циркуль, который до сих пор готов сослужить службу, плотницкие инструменты. Старинные коньки-снегурки на веревках удивляют местную детвору: неужели вот так, без ботинок, можно было гонять по льду? Кроме того, в коллекции есть старинная немецкая гармонь, фотоаппараты, радиоприемники, сотни старых пожелтевших фотографий и документов.
А украшает коллекцию патефон. Удивительно, но он и сегодня готов нарушить тишину своим мелодично-скрипучим голосом. Сергей Петрович говорит, что, когда его впервые завели и дали послушать современной сельской ребятне, кто-то спросил: «А как же он работает без флешек, наушников и колонок?»
Листаю альбом гвардии ефрейтора Николая Шалайко. Это родной дед Сергея Щепко. На первой странице значится: «Польша – 1.12.44». Открытки, вырезки из журналов. Но в основном, как можно понять, слова к песням, выведенные каллиграфическим почерком. Без них наверняка не обходился ни один солдатский привал. Сергей Щепко:
— И не предполагал, что буду этим заниматься. Ведь изначально такой цели — создать музей артефактов — не было. Просто стало необычайно интересно собирать старые вещи. К тому же видел, как порой безжалостно с ними обходились владельцы. Кто-то на свалку выбрасывал, кто-то в металлолом. Не выдержал, написал объявление, обратился к односельчанам и предложил отдать их в дар для создания музея. Но никто ничего не принес. Понял, надо действовать иначе. К людям пошел сам. И знаете, со временем появился интерес и у моих коллег. Многое теперь делаем сообща. Некоторые экземпляры покупаю за свои деньги. Что-то отдаю в районный музей.
И ЭТО не просто коллекционирование. В объединении «Спадчына» сельчане занимаются изучением истории края, собирают материал, ребята пишут статьи, их исследовательские работы занимают призовые места не только в районе, но и становятся победителями областных и республиканских конкурсов. Вместе с кружковцами выезжают на памятные места. Собирают сведения о событиях, за могилами ухаживают, находят связь с родственниками погибших.
— Есть идея и желание привести в порядок старое польское кладбище конца XIX века, — говорит о планах Сергей Щепко. — Несколько лет назад в агрогородке установили памятный знак, посвященный основанию деревни Максимовичи. В 2017-м опять же благодаря поддержке хозяйства и лично его директору Василию Белому удалось установить мемориальную доску и тем самым увековечить память нашей землячки, члена Союза писателей Беларуси Сары Каган, трагически погибшей летом 1941 года в Минском гетто. Надеюсь, всегда найдутся у нашего дела продолжатели, а собранная коллекция артефактов, документов и фотографий заложит основу настоящего нового сельского музея.
korenevskaja@sb.by
Фото предоставлено Максимовичским СДК
Коллекция артефактов в СДК кличевского агрогородка Новые Максимовичи может стать основой для настоящего музея
Патефон без флешки и наушников
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.