Пассажиров взяли в оборот

Брест стал в свое время пионером маршрутного извоза.
Брест стал в свое время пионером маршрутного извоза. Здесь в последние годы заметно опустели автобусы и троллейбусы. Переполненных до отказа салонов практически не бывает. А все потому, что определенная часть горожан пересела в маршрутные такси, благодаря которым у пассажиров не стало многих проблем. За 500 рублей можно быстро и с комфортом добраться в любую часть города.

Такое развитие ситуации, естественно, не по нутру работникам автобусного и троллейбусного парков. Низкая цена "таксичек" (так на польский манер называют маршрутные такси брестчане) сдерживает рост платы за проезд в государственном общественном транспорте. К тому же в чужой карман уходят деньги потенциальных пассажиров.

Но если поразмыслить над сложившимся положением дел, то не все так уж плохо складывается для "официальных" транспортников. Раньше в битком набитом пассажирами салоне просто невозможно было выловить "зайца", в роли которого часто оказывался даже добропорядочный горожанин, лишенный возможности рассчитаться за проезд ввиду весьма стесненных условий. А "заяц-рецидивист" вообще оставался для контролеров недосягаемым.

Нынче же безбилетнику за чужими спинами уже не спрятаться. Вот почему в основной своей массе брестчане предпочитают не рисковать и рассчитываться по-честному. Конечно, даже это не спасает государственный общественный транспорт от убытков, одну половину которых покрывает государство, другую - пассажиры. Так что финансовый расклад остался примерно тем же, что был и до появления частного маршрутного извоза.

А вот как раз в этой сфере ситуация продолжает изменяться. Причем очень быстрыми темпами. Доходность частных маршрутных такси, их растущая популярность, да и, чего скрывать, имеющаяся здесь возможность укрыть часть выручки от государственного налогообложения привлекают все больше и больше желающих заняться этой работой. Число "таксичек", выходящих сегодня на 30 с лишним маршрутов в Бресте, до недавнего времени регулировал горисполком (их было свыше 400). "Стать на маршрут", как выражаются транспортники, было непросто. Горисполкомом устраивался конкурс, который выигрывали владельцы более современных автомобилей, более подготовленные в профессиональном отношении водители. Не исключал такой отбор и спонсорскую помощь на нужды города. При этом транспортный отдел горисполкома таким образом придерживал рост числа машин.

Но вот недавно в Бресте появились новенькие микроавтобусы "Форд", принадлежащие государственной фирме "Брестгрузавтосервис". Они явно потеснили частников на городских улицах, взявшись возить пассажиров за те же самые 500 рублей. Появились подозрения, что госструктура намерена вытеснить пионеров бизнеса и установить в нем свои законы, в том числе и ценовые. Тем более что пошли разговоры, будто бы лицензии на частный извоз отныне выдает не горисполком, а якобы сам "Брестгрузавтосервис".

Впрочем, как заверил меня заместитель начальника брестского филиала транспортной инспекции Министерства транспорта Владимир Будник, опасения эти напрасны. Именно ведомству, в котором он работает, с прошлого года предоставлено право выдачи лицензий на оказание транспортных услуг на городских и пригородных маршрутах. Хоть и расположен филиал транспортной инспекции в здании фирмы "Брестгрузавтосервис", при решении вопроса о предоставлении лицензии инспекторам все равно, кто пришел ее получать, частник или представитель государственной структуры. Критерии при решении вопроса общеизвестны - профессионализм и надлежащее состояние транспорта. А еще инспекция руководствуется рекомендациями местных властей о необходимости открытия того или иного маршрута.

Что ж, такая постановка вопроса пассажира явно устроит. Пусть за ним "охотится" таксист и частный, и государственный. Чем их будет больше, тем лучше пассажиру, который получит право выбора. Поняв, что в городе этот выбор будет не всегда в его пользу, частник обратил свои взоры на пригород. Если совсем недавно "таксички" можно было увидеть только на заасфальтированной дороге, то сегодня они уже запылили и по гравийкам. Это уже сейчас создает проблемы для автобусников - от них уходит сельский пассажир, что заставляет думать руководство автопарков о принятии контрмер. Какими бы они ни были, но при честной конкурентной борьбе всегда пойдут на пользу пассажирам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter