ПассаЖИРНАЯ проблема?

Можно ли быть уверенным в своей безопасности, садясь в общественный транспорт За последнее время в стране произошло несколько громких аварий с участием пассажирского транспорта. Так, в прошлом году случилась страшная авария на автодороге Могилев—Бобруйск. Тогда маршрутное такси выехало на встречную полосу и лоб в лоб столкнулось с автобусом. Погибли три человека, еще шесть были ранены. В этом году тоже не обошлось без ДТП, связанных с пассажирским транспортом: под Дзержинском перевернулся рейсовый автобус. К счастью, никто не погиб. Авария произошла из-за того, что водитель отвлекся и потерял управление. Будь в автобусе новая система контроля, ДТП можно было бы избежать. Как можно избежать и большинства аварий, приведя в исправность транспортное средство и добросовестно выполняя свои обязанности.

Можно ли быть уверенным в своей безопасности, садясь в общественный транспорт

За последнее время в стране произошло несколько громких аварий с участием пассажирского транспорта. Так, в прошлом году случилась страшная авария на автодороге Могилев—Бобруйск. Тогда маршрутное такси выехало на встречную полосу и лоб в лоб столкнулось с автобусом. Погибли три человека, еще шесть были ранены. В этом году тоже не обошлось без ДТП, связанных с пассажирским транспортом: под Дзержинском перевернулся рейсовый автобус. К счастью, никто не погиб. Авария произошла из-за того, что водитель отвлекся и потерял управление. Будь в автобусе новая система контроля, ДТП можно было бы избежать. Как можно избежать и большинства аварий, приведя в исправность транспортное средство и добросовестно выполняя свои обязанности.

За семь месяцев этого года только в Минске зафиксировано 36 ДТП с участием транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки. Цифра не так велика, однако нужно учитывать тот факт, что в каждом автобусе или даже маршрутном такси путешествует не один человек. Статистика же ДТП с участием пассажирского транспорта по всей стране и вовсе не ведется. Но каждый из нас, садясь в общественный транспорт, хочет быть уверенным в своей безопасности. От кого она зависит, выяснял корреспондент “НГ”.

Проверка на исправность

Естественно, ни один автобус или трамвай не выедет в рейс, пока его не осмотрит механик. За каждым транспортным средством тщательно следят не только сотрудники автопарков, но и инспекторы ГАИ, частенько проверяющие состояние машины. В первую очередь сотрудников правоохранительных органов интересует техосмотр транспортного средства: если он пройден, водитель может со спокойной совестью продолжать поездку, а если нет...
— Сегодня 15 процентов транспортных средств выезжают на дорогу без техосмотра. За это водителю полагается предупреждение либо штраф до двух базовых величин (70 тысяч рублей), — рассказывает заместитель начальника управления организации ГТО “Белтехосмотр” Александр Сапроненко. — Если речь идет о пассажирском транспорте, то ответственность понесет и человек, отправившийся на неисправном государственном транспортном средстве в рейс. Ему будет грозить штраф от 4 до 6 базовых величин (от 140 до 210 тысяч рублей).
Впрочем, такие меры не всегда оказывают должное воздействие на водителей. Не так давно в каркасе кузова автобуса “Икарус” пассажир заметил трещину. И незамедлительно пожаловался в ГАИ. Тогда дело дошло до судебного разбирательства. Однако это единичный случай...
Беспокойство у пассажиров всегда вызывало техническое состояние маршрутных такси: то сиденье не закреплено, то амортизаторы износились — трясет, словно по кочкам едешь...
— Хуже обстоят дела с такси и маршрутками, — говорит Александр Сапроненко. — Чаще всего просрочен техосмотр у частных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки. Выясняется это в процессе рейдов, которые постоянно проводят сотрудники ГАИ. Проверяют они все. Иногда оказывается, что в машине даже огнетушитель и тот просрочен. Кроме того, водители маршрутных такси часто уклоняются от страхования личной ответственности. Меры в таких случаях принимаются жесткие: нерадивых предпринимателей даже лишают лицензии на перевозку пассажиров.
Но ведь рейд ГАИ может пройти и мимо “раздолбанной” маршрутки. А не пройденный вовремя техосмотр может стать реальной причиной ДТП. К счастью, за последнее время ни одного такого случая не зарегистрировано. Впрочем, и доказать это иногда просто невозможно. Дело в том, что при серьезной аварии специалистам очень сложно установить, из-за какой неисправности случилось происшествие. Нельзя гарантировать, что в промежутке между техосмотрами в транспортном средстве не случится неполадка. Но, по крайней мере, к технической проверке водители своих “железных коней” готовят основательно.
Сегодня в стране 204 диагностические станции проводят техосмотры. За прошлый год было осмотрено 50 000 автомобилей, но прошли проверку только 38 000. Кроме того, за каждой организацией, занимающейся пассажирскими перевозками, закреплен инспектор ГАИ, который проверяет техническое состояние автопарка. Впрочем, не только неисправное транспортное средство может стать причиной аварии.

Водитель — друг пассажира?

Каждый может вспомнить хоть один случай, когда водитель за рулем общественного транспорта разговаривал по мобильному телефону или отвлекался, обсуждая “жизненно-важные” проблемы с пассажирами. А фраза “не дрова везешь” уже прочно вошла в пассажирский лексикон. Как же быть с горе-водителями?
Конечно, многое зависит от самого водителя, который должен быть всегда начеку и обладать просто идеальными навыками вождения. По отдельным критериям отбирают работников, которые будут заниматься перевозками детей. Они должны иметь солидный стаж управления пассажирским транспортом и два года не допускать ни одного нарушения, то есть быть настоящим образцом для подражания.
— Ни одна автошкола не готовит водителей пассажирского транспорта с нуля, — рассказывает заведующий отделом безопасности движения на транспорте Белорусского научно-исследовательского института транспорта “Транстехника” Михаил Свистун. — Для начала он должен пройти серьезную подготовку. Кроме того, каждые пять лет работающие по найму водители должны повышать квалификацию. Это касается не только водителей автобусов, троллейбусов и трамваев...
Водители маршрутных такси тоже должны иметь соответствующую подготовку: у каждого из них должна быть лицензия на перевозку пассажиров. Ее наличие проверяют сотрудники ГАИ, которые запросто могут “тормознуть” любую маршрутку и попросить  водителя предъявить документы.
Сегодня несколько автошкол получили сертификаты, позволяющие им организовывать курсы повышения квалификации. Программа курсов предусматривает 40 часов обучения, из которых лишь пять отводится на теорию. В остальное время водители практикуются в вождении, особое внимание отводится подъезду к остановке. Почему?
— Много травм пассажиры получают на остановочных пунктах, — рассказали в пресс-службе ГАИ Мингорисполкома. — Несколько лет назад зимой был случай, когда пьяный парень хотел зайти в троллейбус, когда водитель уже закрывал двери. Молодой человек поскользнулся и упал головой прямо под колеса, а водитель не заметил этого и начал движение...
не соблюдают меры безопасности в транспорте и сами пассажиры. бабушка прямо перед остановкой решит покопаться в сумке. Водитель тормозит, и пожилая женщина по инерции падает. То пассажир нежданно вспомнит, что сейчас его остановка, и начнет выходить, когда дверь закрывается.
— Обычно в таких случаях сумка пассажира, как назло, застревает в двери, — говорят в пресс-службе ГАИ Мингорисполкома. — Человек, естественно, не хочет расставаться со своим добром, он держит вещицу в руках, бежит за транспортным средством и в конце концов может угодить под колеса.

“Предохранитель” в салоне

Отдельного внимания заслуживают международные пассажирские перевозки. Водитель может крутить баранку не одни сутки и попросту уснуть за рулем. Как застраховать себя от такого форс-мажора?
— Разработана специальная система, которая следит за психофизиологическими показателями водителя. Принцип действия системы прост: если водитель отвлекся или заснул, в салоне включается свет, — объясняет Михаил Свистун. — Если человек среагировал на оповещение системы, он должен нажать на специальную кнопку, тогда устройство отключится. Если он продолжает спать, система включает аварийное торможение.
В России такую систему испытали на железнодорожном транспорте, но до автотранспорта она не дошла. Многие водители надеются на собственные силы и не хотят покупать новинку, однако специалисты опровергают их доводы банальной арифметикой: система стоит всего 600 долларов, а вот автобус — 100 000 долларов. Лучше лишний раз перестраховаться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter