Пасхальное послание

Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси
Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

«Пасха! Господня Пасха, Пасха всечестная нам возсия!»

Стихира Пасхи

Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!

Как радостно и светло становится на сердце от того, что все больше наших соотечественников называют этот жизнеутверждающий праздник самым важным среди всех знаменательных событий годового круга!

Слова «Христос воскресе! Воистину воскресе!» означают для нас главнейшую истину христианской веры и все в большей мере выражают глубинную суть народного миропонимания.

Чтобы осознать и осмыслить внутренние перемены наших душ и внешние перемены в образе нашей жизни, мы нередко оглядываемся назад и вспоминаем горести и радости дней минувших. Мы извлекаем уроки из нашей жизни и молим Бога, чтобы этот драгоценный опыт пригодился и нашим потомкам, ибо он нередко был оплачен весьма высокой ценой...

Так и в Церкви за богослужениями вновь и вновь прочитывается Святое Евангелие и Послания апостолов, чтобы нам каждый раз все глубже и глубже научиться постигать смысл и значение событий библейской истории и находить в них ответы на вопросы и вызовы нынешнего времени.

В дни ликования о Воскресении Христовом, которые наступили после Великого поста и Страстной седмицы, мы особенно ясно понимаем, что искреннему переживанию Пасхальной радости также необходимо учиться, как учились этому и первые христиане.

Вспомним Евангельские события, когда весть о Крестной смерти Сына Человеческого распространилась в Иерусалиме и его окрестностях. В жизни апостолов, учеников и последователей Спасителя это был период растерянности, отчаяния и даже разочарования.

«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить» народ от скорбей и бедствий... Так говорили своему таинственному Спутнику Лука и Клеопа. «Но глаза их были удержаны», — поясняет святой евангелист, и они не узнали своего Учителя, потому что в них еще не было достаточно веры в Его Воскресение.

Господь не стал попрекать их неверием. Сожалея о медлительности их сердец, он терпеливо «изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании», а затем во время трапезы благословил хлеб, преломил его и подал им. «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его, — повествует Евангелие. — И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам [на пути] и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24: 13–32).

Исторический путь белорусского народа на нынешнем рубеже веков и тысячелетий по своему образу схож с этим духовным путешествием апостолов от Голгофской скорби к радости Христова Воскресения. Двадцать лет тому назад страшная чернобыльская трагедия опалила нашу землю, вошла в нашу плоть и кровь и простерла свое черное крыло на будущее наших детей.

«Воистину горька полынь!» — восклицали мы тогда, вспоминая об упавшей на источники вод звезде, про которую говорил в Откровении святой апостол Иоанн Богослов.

Миновало совсем немного лет после ядерной катастрофы, и на пространстве распавшейся державы стала разворачиваться иная, не менее страшная трагедия, которую назвали «духовным Чернобылем». Это было время, когда многим казалось, что будущего уже не будет, что все поглотит бездна, отверзтая рукой самого человека...

Но Господь вложил в наши руки ключи, которыми можно затворить эту бездну: это ключи разумения Слова Божия. Люди тогда не замерли в отчаянии и не стали малодушествовать в унынии и безверии. В час испытания, как и в прежние века, они обратились к Богу и начали тяжкий труд — труд «в поте лица» (Быт. 3: 19) — возрождая жизнь на своей земле, оскорбленной человеческим грехом непослушания Творцу.

Так, начало 90–х годов прошлого столетия стало временем возобновления исторических епархий Белой Руси и становления Белорусской Православной Церкви. Важно помнить, что в своем стремлении возродить духовные традиции и христианские ценности мы не остались одиноки. В самом начале этого периода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил первый за тысячелетнюю историю нашей страны визит Предстоятеля Русской Православной Церкви на белорусские земли. Это первое из пяти предпринятых им апостольских путешествий пролегало в тот раз по землям, пострадавшим от чернобыльского бедствия.

Встреча Святейшего Патриарха с его белорусскими духовными чадами стала выражением единства Святой Церкви во времена, когда еще многое находилось в состоянии распада, разброда и шатания.

Все мы тогда жаждали Воскресения! И мы знали, что оно наступит, ибо так говорил нам Господь наш Иисус Христос: «Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22).

Эту радость мы ощутили, когда началось восстановление порушенных святынь; когда началось новое строительство храмов и монастырей в пострадавших от чернобыльского бедствия районах. С благодарностью помним, как из самых разных концов света к нам стали поступать выражения сочувствия и сопереживания. Помним, как искренна и многоразлична была и есть помощь наших братьев и сестер в этой беде! Знаем, как твердость характера народа Белой Руси и его верность земле отцов помогают превозмочь последствия катастрофы.

Наш народ пережил на своем историческом веку тяжелейшие испытания, и память поколений наших соотечественников как величайшее достояние хранит истину о том, что «Бог нам прибежище и сила» (Пс. 45: 2)!

Вот почему с тех пор и по сей день духовным гимном нашего, церковного, возрождения являются слова Пасхального песнопения: «Крест претерпевый, и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко един всесилен!» (Стихира Пасхи на хвалитех).

Возлюбленные братья и сестры! В эти светлые и святые дни мы делимся радостью о Воскресении Христовом друг с другом, с нашими ближними и дальними, с соотечественниками, пребывающими вне пределов родной земли, со всем христианским миром.

В день Радоницы мы обращаем пасхальное приветствие и к отшедшим в вечность предкам и сродникам нашим, ко всем, кто был дорог и близок нам в земной жизни и стал, быть может, еще ближе и дороже, перейдя в Вечность.

Мы простираем наше пасхальное ликование и на весь окружающий нас мир богозданной природы. Ведь, по слову апостола Павла, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8: 22), ожидая избавления и воскресения.

Поэтому вера наша должна быть деятельной, когда мы не только словом свидетельствуем, что Христос воскрес, но и каждым делом, каждым помышлением нашим проповедуем Жизнь Вечную и ее победу над телесной смертью и душевным забвением. А это значит, что заботливым отношением к земле, состраданием к миру животных, бережным хранением окружающей среды обитания мы также призваны побеждать равнодушие, жестокость и всякий грех, оскверняющий сотворенный Богом мир и венец Его творения — человека.

В праздник Светлого Христова Воскресения Небеса и Земля соединяются в радости и любви так, как никогда более в дни нашего земного бытия. Об этом свидетельствует песнопение Пасхальной заутрени: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

И потому путь всей нашей жизни должен приводить нас к источнику всеобщего Воскресения — к Живоносному Гробу, пред которым мы ныне предстоим и восклицаем: Христос воскресе! Воистину воскресе! Аминь.

Филарет,

Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Пасха Христова.

2006 год, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter