Даешь конструкторы ЛЕГО и ПаскальАВС в детские сады!
Деньги решают не все, но многое
Можно, конечно, приписать пару нулей к контрольным цифрам приема. Открыть новые лаборатории и аудитории – полдела, будет ли кому учить будущих айтишников? Молодые специалисты, отлично усвоившие науку составления алгоритмов и написания кодов, не хотят оставаться в стенах альма-матер и заниматься преподаванием специальных дисциплин: на производстве зарплата выше, чем у декана факультета.
– После окончания вуза мы можем предложить выпускнику работу ассистентом за 2 миллиона рублей. После защиты диссертации он получит 3 миллиона. Преподавать за такие деньги вряд ли будет, ведь на предприятии заработает в два-три раза больше, – рассуждает заведующий кафедрой автоматизированных систем управления Белорусско-Российского университета Сергей Крутолевич. – На нашей кафедре работают выпускники высокого класса, но только на 0,25 ставки. Большинство же преподавателей защищались еще при Советском Союзе. Кто займет их место, когда они уйдут?
Этого же мнения придерживается и декан факультета компьютерных систем и сетей БГУИР Валерий Прытков:
– Проблема в том, что теряется преемственность поколений, исчезают наработки, не передается опыт. Конечно, есть учебные программы. Но молодежь, которая приходит на четверть ставки, не готова заниматься методическими разработками и написанием учебников.
А что если попросить ИТ-компании урезать зарплаты своим сотрудникам? Может, тогда выпускники будут принимать предложения остаться на кафедре с большим энтузиазмом? Шутка, понятное дело. Но и бездействовать в этом вопросе не стоит. Хорошей поддержкой для преподавателей могла бы стать система грантов. С таким предложением, кстати, выступили БГУИР и Парк высоких технологий, но оно больше года находится на рассмотрении в Министерстве образования.
Набор в вузы растет
Ознакомившись с планами набора вузов, можно заметить: количество мест по ИТ-профилю постоянно увеличивается. В Минске работодатели расхватывают студентов еще на старших курсах. А вот в других городах дела с трудоустройством обстоят не так радужно.
Декан факультета электронно-информационных систем Брестского государственного технического университета Валерий Ракецкий считает, что региональные вузы помогут восполнить нехватку специалистов, но только в том случае, если крупные ИТ-компании переберутся в регионы.
– Еще несколько лет назад мы набирали 50 человек на бюджет, сейчас – 75, плюс еще 75 студентам предоставляем право обучаться за свой счет. У нас возникают трудности, пусть и небольшие, с распределением. Мелкие компании закрывают вакансии за счет миграции кадров – сотрудник увольняется с одного предприятия, переходит на другое. Крупных компаний почти нет. Если бы ведущие предприятия ИТ-отрасли работали в регионах, для абитуриентов это было бы отличным стимулом подавать документы на наши факультеты.
Если гора не идет к Магомеду
В компании Itransition, одном из крупнейших резидентов Парка высоких технологий, также считают, что решить кадровую проблему поможет сеть филиалов. Свои офисы фирма открыла в Бресте, Полоцке, Могилеве, Гродно. Пока в представительствах работают 100 человек. Но на этом в компании, которая за последний год увеличила число своих сотрудников на 40 процентов (всего в штате около 1500 человек), останавливаться не собираются.
Что же касается увеличения набора студентов на ИТ-специальности, руководитель отдела работы с персоналом Itransition Юрий Анушкин уверен: даже если бы учебные заведения одним махом набрали по востребованным направлениям студентов, это вряд ли позволило бы укомплектовать все компании высококлассными специалистами:
– Представьте, если бы у нас в стране резко вырос спрос на музыкантов. И мы, чтобы увеличить их количество, открыли консерватории во всех городах. Станет ли от этого музыкантов больше? Да, мы взяли бы тех, у кого ярко выражены склонности к музыке. Стали бы обучать и тех, у кого есть какие-то способности, постарались бы их развить. И все. Чтобы получить большой прирост профессионалов, нужно растить их со школы. Это длительный и трудоемкий процесс.
Все правильно. Только почему со школы? Даешь конструкторы ЛЕГО и ПаскальАВС в детские сады!