«Пашню под коттеджи и фундаменты? Не отдам!»

Как решить жилищную проблему, не забирая под строительство плодородные земли...

Лазейка закрывается

Почти три года назад у ОАО «Гастелловское» Минского района изъяли участок пахотной земли у деревни Слобода под индивидуальное жилищное строительство. Руководство хозяйства, конечно, не хотело расставаться с площадкой, плодородие которой составляет 45 баллов. Однако его убедили, что цель при этом преследуется благородная. Ведь в Сеницком сельсовете, на территории которого находится акционерное общество, полторы тысячи человек стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Все клочки земли в населенных пунктах, вплотную примыкающих к Минску, давно заняты, и иного выхода, кроме как строить дом на землях сельхозназначения, нет.

Люди так жаждали получить землю. Вероятно, они принялись активно ее осваивать. Возможно, там уже стоят красивые коттеджи. Такие мысли обуревали меня, когда решил познакомиться с этим участком застройки. Однако директор ОАО «Гастелловское» Станислав СОКОЛОВСКИЙ опустил меня на грешную землю:

— Большинство счастливых обладателей участков и не думали там что-то строить. Земля под Минском дорогая. Получив ее задаром для улучшения жилищных условий, почти каждый тут же думает, как иметь с этого приличный куш. Ведь на черном рынке сотка земли здесь стоит до пяти тысяч долларов. Вот люди и хотят нажиться на доброте государства, которое стремится помочь им решить жилищную проблему на льготных условиях.

Чтобы подтвердить истинность своих слов, Станислав Чеславович пригласил меня осмотреть землю, отведенную под индивидуальное строительство. И действительно, на нескольких сотнях участков виднелся лишь десяток домов, возведенных под крышу. Остальные либо вообще пустовали, либо были «украшены» скромными фундаментами. Складывалось впечатление, что владельцы участков больше озабочены тем, как их выгодней сбыть, чем что-то на них строить.

Между тем пустую землю закон продавать не разрешает. Это можно делать лишь в отношении законсервированного строения, если его владелец сообщит, что не имеет средств на дальнейшее продолжение работ по возведению дома. Сделать это проще простого.

— К нам обращаются многие владельцы участков с просьбой о такой консервации, — говорит заместитель председателя Сеницкого сельисполкома Виталий ЖАБИНСКИЙ. — Аргумент один — нет денег. Можно предположить, что большинство владельцев участков и не надеялись их заиметь. Они, как это часто бывает с пристоличной землей, лелеяли надежду на ней разбогатеть.

Однако с нового года эта лазейка закрывается. Согласно последним нормативным документам, законсервированный наспех фундамент уже нельзя будет продать. Это можно будет сделать только с домом, у которого есть стены, окна, двери и крыша. Да и то только через восемь лет после консервации близкого к готовности строения. А пока владельцам участков дается три года начиная с 1 января 2012-го, чтобы довести будущие дома до параметров, названных выше. По силам ли это будет большинству из них?

— Нет, — уверенно заявляет заместитель начальника управления контроля органов исполнительной власти и координации деятельности контролирующих органов Комитета государственного контроля Минской области Юрий МЕЛЬНИК, который изучал ситуацию с выделением земли для индивидуального жилищного строительства. — Следует признать, наконец, что современный дом в пригороде столицы может построить только богатый человек, а не любой желающий. Поскольку с 1 января спекуляция землей станет невозможной, то через три года мы получим лишь отдельные готовые дома. У остальных владельцев участков их придется изымать через суд. Но сельхозпроизводство на эту чересполосицу уже не вернешь. В результате плодородная земля на длительное время будет выведена из оборота.

Как же в такой ситуации решать жилищную проблему жителям пригородных населенных пунктов? Выход есть. В той же Сенице уже сейчас активно ведется строительство многоэтажек. И квартира там площадью 50—70 метров будет стоить намного дешевле, чем в два раза больший коттедж по индивидуальному проекту. В результате земля в пригороде, скажем, через аукцион, но значительно дешевле, чем сейчас, достанется состоятельным людям. Пусть индивидуальные дома строят те, кому они по силам. Это приведет к значительному сокращению выделения земель сельхозназначения под жилищное строительство.

Столица наступает на пригород

За прошлый год в Минской области изъято из оборота 2248 гектаров земель сельскохозяйственного назначения, в том числе почти полторы тысячи гектаров пашни. Чем объясняют такое выбытие почвы, которая могла бы дать 10 тысяч тонн кормовых единиц, люди, стоящие на страже ее рационального использования?

— Мы вовсе не разбазариваем ценную землю, — сразу отмел все подозрения заместитель начальника землеустроительной службы Минского облисполкома Владимир ГУМАРОВ. — Наибольшее ее количество, почти тысяча гектаров, половина из которых пахотные, предоставлено предприятиям для добычи полезных ископаемых — торфа и песка. А что делать, если они залегают, скажем, не на неудобицах, а на плодородных участках? Под жилищное строительство пошло свыше пятисот гектаров. Опять же в Минском и прилегающих к столице районах, где практически невозможно найти свободный клочок земли в пределах населенных пунктов. Также она выделяется для строительства промышленных предприятий и логистических центров.

Во время разговора Владимир Кириллович привел такой аргумент. С 2008 по 2010 годы в области изъято более 5600 гектаров земель сельхозназначения. Но не следует забывать, что одновременно идет вовлечение их в оборот. В 2008-м добавилось свыше 17 тысяч гектаров, через год — более 3 тысяч, в 2010-м — свыше 7 тысяч, правда, пашни при этом уменьшилось на 1622 гектара. Сельхозземли прирастают в основном за счет окраинных районов области. А вот большие города, особенно Минск, стремятся к их поглощению. Даже если границы столицы и не расширяются, она косвенно наступает на пригород. Жилье в нем хотят иметь и минчане, и жители района. 

В настоящее время в Минской области желают получить землю 37 тысяч человек, из которых 33 тысячи относятся к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий. Наиболее проблемный район — Минский, где на получение земли претендуют 24 тысячи человек. Есть отдельные сельсоветы, такие как Боровлянский, Ждановичский, Колодищанский, которые насчитывают до 3,5 тысячи желающих получить участки. По информации Минского райисполкома, чтобы удовлетворить эти потребности, нужно раздать около 10 процентов имеющихся пахотных земель. Конечно, на это никто не пойдет. И выход видится опять же такой, как в Сенице: строить многоэтажки.

Логистический центр на болоте

Конечно, нельзя обойти стороной и отношение производителей сельхозпродукции к вопросу изъятия у них земли. Здесь ответ однозначный: отдавать ее никто не хочет. Ведь это приводит к уменьшению уровня производства и денежных доходов.

В начале текущего года рассматривался вопрос о выделении под застройку участка ООО «Арэса-Сервис» на землях агрокомбината «Дзержинский» одноименного района. Заместитель начальника местного райсельхозпрода Анатолий АСТРЕЙКО в материалах предварительного согласования записал особое мнение. Он посчитал нецелесообразным изъятие плодородной земли. Сегодня хозяйство имеет высокие показатели по производству мяса птицы, КРС, молока. Если забрать у него участок, то это приведет к уменьшению производства кормов для поголовья.

Не в восторге от изъятия у него земли и директор ОАО «Гастелловское» Минского района Станислав СОКОЛОВСКИЙ. Но руководитель признается, что без некоторых объектов несельхозназначения на ней в наше время трудно обойтись. Однако предлагает существенно сократить изъятие сельхозземель и активнее использовать неудобицы. Чтобы показать, как это возможно на практике, Станислав Чеславович привез меня на площадку, где ведется строительство логистического центра недалеко от столицы.

— Смотрите, — показал Станислав Соколовский, — этот центр займет примерно 18 гектаров. Половина из них — бывшие наши пахотные земли. Да, жалко. Но успокаивает хотя бы то, что вторая половина — это недавнее болото. Сейчас десятки машин засыпают его песком. При таком подходе мы частично сберегаем ценные земли.

Во время этого разговора директор развернулся на сто восемьдесят градусов и показал рукой на бугорок через дорогу. Там было намечено построить заправочную станцию.

— Зачем забирать пахотную землю? — заметил Станислав Чеславович. — Ведь буквально в трехстах метрах находится поросшая кустарником ложбинка. Выкорчуйте его, засыпьте это место песком, и будет хорошая площадка под АЗС.

Высказал Соколовский свое недовольство и по поводу строительства на землях хозяйства новых корпусов минского завода «Кристалл». Да, соглашается руководитель, это предприятие надо выносить из города. Но о том, где его расположить, не помешало бы спросить у недавнего владельца земли. Целесообразно было бы поближе к дороге, а не посреди поля, как сейчас. Ведь это создало дополнительные неудобства при обработке земли вокруг завода.

КАК видим, проблема изъятия у сельхозпроизводителей земли под строительство жилья, предприятий или других объектов вызывает немало споров, обид и нареканий. Слишком много интересов здесь пересекается. Поэтому, думается, предлагаемый новый подход к решению этого вопроса, предусматривающий выделение земель сельскохозяйственного назначения только с согласия Президента Беларуси, позволит утихнуть страстям и все расставить по своим местам.

«БН» будет следить за этой интересующей многих темой…

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter