Белорусским артистам цирка уже подражают за рубежом

Парящая под куполом

Имена спортсменов и музыкантов, постоянно побеждающих на различных соревнованиях и конкурсах, мы знаем почти наизусть.  А что с нашими артистами цирка? Сколько фамилий вы можете назвать с ходу? А ведь у нас хорошая школа, есть замечательные артисты, которым уже подражают за рубежом. Воздушная гимнастка Алена Чухнова, на днях вернувшаяся с международного фестиваля в Пхеньяне с золотой наградой за номер «Леди-птица», одна из таких. Давайте ближе познакомимся с ней.

Ни мысли о цирке


—  Хочу быть «барелиной», твердила я в детстве. И мама всегда говорила: артистка растет. Я родилась в Лиде. С ранних лет занималась в студии, у меня была и хореографическая, и театральная, и вокальная подготовка. Постоянно где-то выступала. 

В девятом классе захотела поступить на отделение хореографии. Мы поехали на просмотр, педагог, которая набирала курс, сказала, что у меня идеальные данные и меня с удовольствием возьмут. Когда вернулись домой, мама аккуратно дала мне понять, что там я учиться не буду, мол, надо получить нормальную профессию. В итоге я пошла в Лидский технический колледж, по его окончании должна была стать специалистом по ремонту электронного оборудования. Но все эти четыре года я продолжала заниматься творчеством: у меня были и танцевальные, и цирковые номера. И ближе к окончанию учебы я поняла, что без этого не смогу жить. 

Рискнула и подала документы в Университет культуры. Очень благодарна своим лидским педагогам, они очень много в меня вкладывали. В итоге поступила на бесплатное отделение. Мне и в Минске повезло с педагогами. Любовь и Александр Ефремовы когда-то танцевали в первом составе коллектива Аллы Пугачевой, у них огромный опыт. С ними было очень интересно работать. Меня уже тогда тянуло на танцы с предметами, постоянно были какие-то цирковые элементы. Но я вообще не представляла, что буду делать после университета. Были девочки, по которым сразу было понятно, что они станут педагогами. Некоторых прочили в постановщики. Отдельные ребята метили исключительно в танцовщики. У Ефремовых очень сильные выпускники: кто-то в «Тодесе» работает, кто-то у Киркорова, кто-то на самых престижных площадках мира. А я не знала, за что мне уцепиться. Дергалась без конца: то за одно возьмусь, то за другое, но нигде не могла закрепиться. Не понимала даже, какой стиль мне ближе. В поисках его брала дополнительные занятия.

Через балет в солисты


Хорошо помню тот день. Накануне подруга сказала, что в цирке будет кастинг в балет. Меня это вообще не интересовало. Тем более что на то время у меня как раз должно было быть дополнительное занятие. Но его неожиданно отменяют. Помню, что, расстроенная, еду на «сотке», смотрю на часы, понимаю, что кастинг уже в самом разгаре, а возможно, и вообще закончился. Но двери автобуса открываются напротив цирка, и я выхожу. Была несколько раз на представлениях, но абсолютно не понимала, что происходит за кулисами. Именно любопытство и повело меня в это здание.

Был один просмотр, потом второй, третий. В итоге я попала в первый состав балета. Начинала работать в программе с братьями Запашными. А в следующей увидела воздушную гимнастку, летающую на кольце. Мне так понравилось! Решила попробовать. Конечно, ко мне присматривались, наблюдали. Сама протаптывала себе дорогу, пыхтела, потела. Очень благодарна Анне Владимировне Барашковой, она замечательный режиссер-постановщик. Мы очень легко нашли общий язык. Она всегда дает мне возможность что-то придумать самой, а потом все это корректирует, и получается очень интересно. Во многом благодаря ей я и добилась успехов. Хотя, даже когда у меня уже был свой номер, еще продолжала работать с балетом. Сама не представляю, как у меня здоровья хватало. Но это очень закалило. У меня спортивный характер, поэтому я не сломалась. К тому же уже тогда понимала, что цирк — это мое и без него я не смогу.

Из Куликовой в Чухнову


С будущим мужем познакомилась, когда работала на высоте. Он далек от этой сферы, но с самого начала понимал, что цирк для меня очень много значит. Частые гастроли? Для меня всегда было важным в человеке три пункта: чтобы мне было с ним интересно, чтобы он меня  любил и понимал. Конечно, его не радуют мои отъезды. Но спасает то, что он тоже часто бывает в командировках. Мы с ним как два корабля. Зато, встречаясь, обмениваемся впечатлениями от поездок, нам не скучно вдвоем. 

Я очень хочу ребенка, и не одного. Для женщины это должно быть на первом месте. Понимаю, что в этом деле уже немного опаздываю. Но мне было важным сперва сделать цирковую карьеру, ведь век воздушной гимнастки недолог. Всему свое время. И думаю, не за горами тот час, когда у меня будет полноценная семья.

Леди-птица


Мы достаточно долго делали этот номер. В какой-то момент полотна стали очень модными во всех цирках. Помню, на одном фестивале было больше пяти таких номеров. И все они в большинстве своем похожи друг на друга: нежные, лирические, с одними и теми же элементами. Мне с самого начала хотелось сделать что-то особенное. Я сама нашла много интересных связок, но все равно не получалось. Помню, как в отчаянии после репетиции пришла домой и ободрала обои, которые, кстати, не переклеила до сих пор. Спасибо Анне Владимировне, она помогла найти образ птицы, подсказала с музыкой и костюмом. 

Окончательно номер был готов год назад. Я в пустом зале сняла видео и отправила на фестиваль в Украину, и меня туда пригласили. Но оказалось, что у них шапито, оно достаточно просторное, даже есть фойе. Но, естественно, там нет двадцатиметрового купола, к которому я привыкла. А у меня амплитудный номер: нужен кач и разгон. Не могу сказать, что получилось все идеально, все же мне нужен большой манеж. Я получила там специальный приз от Латышского цирка. Интересно, что где-то через месяц после киевского фестиваля знакомые ребята показали мне фотографии одного украинского танцевального коллектива, у которого точь-в-точь был мой образ, даже прически. С одной стороны, не очень приятно, когда у тебя что-то воруют, но, с другой стороны, радостно, когда становишься законодателем моды и тебе подражают. 


После Киева пошли фестиваль за фестивалем, с которых я возвращалась или с серебром, или с бронзой. Мечтала ли о золотой награде? Конечно. Но, собираясь в Пхеньян, вообще об этом не думала. Как бы пафосно это ни звучало, волновалась, как достойно представить нашу страну, тем более что летела без ассистента. Но это были чудесные десять дней. Интересная страна, замечательный корейский цирк. Здорово, что там разделили номера на сольные и групповые. Потому как одному всегда сложно претендовать на золото, когда твои соперники — команда из тридцати человек, конечно, у них более зрелищный номер. Я рада, что меня заметили и отметили. Это моя первая золотая награда.

О будущем


Отлично понимаю, что сегодня я на коне, а завтра на моем месте может появиться другая гимнастка. Время летит неумолимо, понимаю, что рано или поздно мне придется его уступить. Но благодаря фестивалям и многочисленным выступлениям у меня уже сегодня хороший багаж, чтобы стать сильным педагогом. Все-таки полмира объездила, многое видела, есть чем поделиться и чему научить. Надеюсь, что смогу подготовить хорошую гимнастку.

Но пока я хочу подниматься в воздух. Если бы жизнь можно было прожить заново, то я бы все сделала так, чтобы пораньше попасть в цирк. Мне очень нравится моя сегодняшняя жизнь.

Лишения в жизни из-за цирка? Диеты — это такая мелочь. Да, я сегодня не съела лишнее пирожное, но ведь завтра поеду на гастроли, мне будут аплодировать. Я получаю удовольствие от путешествий и нового общения. Как  цыганка, люблю менять места. Подпитываюсь этим. Не смогла бы долго сидеть на одном месте. К тому же делаю свою любимую работу. Мне кажется, артисты цирка — счастливые люди, у нас очень интересная жизнь.

Наш цирк — самый лучший в мире. Я — патриот своей страны. Всегда с удовольствием выступаю за границей, но хочу представлять только Беларусь. Знаете, у нас замечательная страна и очень талантливые люди. На фестивале в Пхеньяне в музыкальной номинации выступал наш «ДАТ Аркестр», который взял серебро, и их солистка Валентина Ольшевская тоже заняла второе место. Я была восхищена их номером. Но видели бы вы, как приветствовали их зрители! В те моменты я до слез была горда за свою страну. К сожалению, мы часто недооцениваем тех, кто рядом. А у нас ведь много хороших артистов и коллективов, талантливых детей. Зачем мне куда-то уезжать? Люблю свой цирк.

Без страховки


Такое случилось со мной раз в жизни. Это было на фестивале на Кубе в 2012 году. Большую часть номера я работаю без страховки и только на самых опасных элементах должна ее пристегнуть. Обычно все эти вопросы лежат на плечах моего ассистента. Но взять его с собой в такую далекую поездку было очень дорого. На фестивале было огромное количество номеров, униформа носилась без остановок. И мне неудачно зарядили кольцо перед номером, в итоге я не смогла пристегнуть страховку. Это занимает доли секунды. Остановиться я не могла, поэтому, как ни в чем не бывало, продолжила. Если честно, была так настроена на выступление, что сама не успела испугаться.

Хуже, когда случаются курьезные ситуации. Как-то на гастролях соскочила нога с полотна, и я запуталась в нем.  Униформа опустила меня на манеж, куда еще и пушки световые направили. И на глазах у зрителей я пыталась выбраться. Вот такие моменты действительно вспоминаю с ужасом. Подобные казусы бывают у всех артистов, к счастью, случаются очень редко.

Опасно? Я постоянно слышу это от своих близких людей. Конечно, у меня рискованная работа. Но возьмем, к примеру, водителя. Неужели у него не опасная работа? В каждой профессии в большей или меньшей степени есть какой-то риск, профессиональные болячки и так далее. Цирковые артисты должны удивлять, восхищать зрителя, иначе он к нам не пойдет. Я просто делаю свою работу, которая мне самой доставляет удовольствие.

Конечно, есть определенные суеверия в цирке. Нельзя, чтобы кто-то перебегал дорогу перед выходом на арену. Не разрешаю своим друзьям сидеть спиной к манежу. Это даже, скорее, цирковая культура, которую надо соблюдать. Мне очень приятно слышать от других артистов: «Ты же наша!» Им кажется, что я из «опилочных детей», которые всю жизнь на арене. Наверное, это потому, что цирк уже очень глубоко во мне, хотя я в нем только десять лет.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter