Партнерство или соперничество

Беларусь и Еврокомиссия начали переговоры по соглашениям об упрощении визовых процедур и реадмиссии.

Беларусь и Еврокомиссия начали переговоры по соглашениям об упрощении визовых процедур и реадмиссии.

Эта новость была позитивно воспринята по обе стороны границы. Конечно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что процесс будет быстрым и безболезненным. Но начало ему положено, и уже в марте в Минске он будет продолжен. В любом случае нынешние договоренности белорусской дипломатии в Брюсселе можно рассматривать как явный признак потепления отношений по линии Беларусь – ЕС. Безусловно, этому процессу предшествовала напряженная, кропотливая и далеко не всегда заметная широкой публике работа белорусских дипломатов. На протяжении последних двух лет Беларусь и ЕС предприняли беспрецедентные политические и дипломатические шаги навстречу друг другу. В Минске регулярно проходили встречи с представителями европейских делегаций, послами и бизнесменами. Кульминацией же стал саммит “Восточного партнерства” в Вильнюсе в ноябре прошлого года. За дипломатическими реверансами, улыбками и дружескими рукопожатиями можно было увидеть главное: Беларусь и ЕС постепенно приходят к осознанию того, что слишком много копий было сломано во взаимоотношениях за последние годы, никто от этого не выиграл, и сейчас нужно как-то искать выход из сложившегося положения. Причем в этом обе стороны заинтересованы в равной мере.

Для Беларуси нормализация отношений с Евросоюзом – это естественное желание жить в согласии и взаимопонимании с крупным соседом. Ведь, половина внешней торговли приходится на европейские страны. Но это лишь одна сторона многопланового взаимодействия. Перечень взаимных интересов гораздо шире: инвестиции, транспорт и транзит, региональные проекты, энергетика, безопасность и экология... При этом развитие стабильной и благополучной Беларуси в интересах самого Евросоюза и его государств-членов. Ведь, по большому счету, если оставить за скобками ложные политические  амбиции и претензии, каждая из стран хотела бы видеть перекресток важных евразийских артерий безопасным и предсказуемым. Но таковым он будет, если все участники движения будут относиться друг к другу с пониманием и уважением, не выдвигая никаких условий и ультиматумов.

В этом плане программа “Восточного партнерства” может стать значимым инструментом продвижения национальных интересов Беларуси в отношениях с ЕС. Естественно, если она будет наполнена не пустыми политическими лозунгами, а конкретными проектами, приносящими пользу людям. Надо сказать, кое-что в этом направлении уже сделано. В частности, по линии “Восточного партнерства” идет оснащение белорусско-украинской границы. Реализуется целевой проект по предварительному обмену информацией между таможенными органами Беларуси и Украины, призванный обеспечить более эффективный транзит грузов между двумя странами. В список приоритетных инфраструктурных проектов вошли два белорусско-литовских предложения по организации скоростного железнодорожного пассажирского сообщения между Вильнюсом и Минском и по реконструкции автодороги Минск – Вильнюс с расположенным на ней пунктом пропуска “Каменный Лог”. Именно Беларусь выступила инициатором создания бизнес-форума ВП, который должен стать площадкой для прямых контактов между бизнесменами стран-партнеров.

– Мы рассчитываем, что в перспективе Беларусь сможет в полной мере подключиться к двухстороннему компоненту ВП, а также получить доступ к ресурсам европейских финансовых институтов, таких как Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк, – отметила заместитель министра иностранных дел Беларуси Елена Купчина.

Однако на этом пути пока еще существует ряд препятствий. Евросоюз, будучи глобальной силой, огромным по масштабам политического и экономического влияния конгломератом стран, официально взял на себя функции продвижения демократии в мире. Ситуация в Украине тому пример. Такой подход, однако, нравится не всем государствам и не все признают за ЕС такое право. В свою очередь Беларусь как молодое независимое государство, вступая в систему международных отношений, очень четко блюдет принцип невмешательства во внутренние дела других стран.

Эти моменты довольно инерционны, труднопреодолимы, и они, скорее всего, и дальше будут преследовать белорусско-европейские отношения, пока путем совместных программ и мероприятий не будет создана атмосфера доверия и взаимопонимания. Что же касается перспектив самого “Восточного партнерства”, то его формат должен быть достаточно гибким для того, чтобы учесть интересы и приоритеты всех стран-партнеров, убеждены в белорусском МИДе.

Не следует забывать, что участие Беларуси в Таможенном союзе и ЕЭП привлекательно и для стран Евросоюза с точки зрения размещения производств, инвестирования на территории Беларуси с прицелом на огромный рынок на Востоке. Объективно Беларусь стала “западными воротами” ЕЭП для зарубежного бизнеса. Иностранный инвестор получает принципиально новую возможность работать на емком и динамичном 170-миллионном пространстве трех государств – Беларуси, России и Казахстана. Беларусь находится на стыке двух крупнейших интеграционных проектов и может стать эффективным связующим звеном между будущим Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом, что позволит в перспективе получить синергетический эффект от объединения экономических потенциалов запада и востока Евразии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter