Продвинутся ли проекты государственно-частного партнерства

Партнерам всегда по дороге

С 1 февраля в нашей стране вступят в силу изменения в Закон «О государственно-частном партнерстве». Они должны придать новый импульс многообещающему делу, про которое много и долго говорилось в обществе и СМИ, но которое забуксовало при попытке его практической реализации. Летом минувшего года депутаты Парламента постарались учесть накопленные замечания и убрать юридические барьеры из важного документа. Он таким образом обрел новую и, как ожидается, гораздо более экономически здоровую силу.

Фото darakchi.uz

Кратко напомню суть государственно-частного партнерства (ГЧП). Это модель долгосрочного (обычно от 10 до 30 лет) сотрудничества государства и бизнеса, которая позволяет реализовывать важные инфраструктурные проекты. Причем у каждой из сторон здесь свои конкретные выгоды. Для государства это прежде всего экономия бюджетных средств, времени, получение внеплановых объектов, построенных по современным технологиям.

Своя выгода и у частного бизнеса: возврат и приумножение вложенных инвестиций гарантированы долгосрочным договором. И только после этого построенный объект переходит в собственность государства. Есть и мировые экспертные оценки выгодности участия в подобных проектах: каждый вложенный сюда доллар в итоге вырастает почти вдвое. Нормальный такой бизнес получается.

Мировой опыт показывает: основные сферы применения модели ГЧП — инфраструктурные, то есть, по сути, необъятные и крайне необходимые для экономики любого государства. Это, например, транспортная инфраструктура (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и другие виды транспорта); энергетическая (системы электро- и теплоснабжения); жилищно-коммунальное хозяйство (теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха); здравоохранение (больницы, поликлиники, санатории); образование (школы, детские сады); спорт и туризм (стадионы, бассейны); культура (восстановление старинных усадеб, художественные галереи).

Словом, список приложения общих, а точнее объединенных, сил широк и разнообразен. В полной мере это касается и нашей страны, приход серьезных частных партнеров во все перечисленные выше инфраструктурные проекты государством активно приветствуется, поиск серьезных деловых партнеров ведется постоянно. Внесенные изменения в закон «о государственно-частном партнерстве», повторюсь, еще один важный законодательный шаг в этом направлении.

Тем более что нынче он подкреплен и вполне конкретным содержанием. Вчера в штаб-квартире Европейского банка реконструкции и развития в Лондоне состоялась презентация первого, пилотного проекта государственно-частного партнерства «Реконструкция автомобильной дороги М-10: граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин». Он осуществляется в соответствии с Указом № 461 Президента и предусматривает реконструкцию участка автомобильной дороги протяженностью 85,25 км с увеличением числа полос с двух до четырех и доведением его до категории 1-В. Допустимая нагрузка на ось  сможет вырасти до 11,5 тонны, скорость движения для легковых автомобилей — с 90 до 120 км/час, а грузовых — с 70 до 100 км/час. Общие капитальные затраты на реализацию проекта оцениваются в немаленькую сумму — 185,8 миллиона евро.

Государственным партнером данного проекта выступает наше Министерство транспорта и коммуникаций, а частный партнер определится по результатам конкурса. Он будет отвечать за проектирование, реконструкцию, финансирование, содержание и техническое обслуживание этого участка дороги в течение 20 лет. По истечении этого срока дорога снова перейдет в собственность государства.

Так что пожелаем удачи нашему пилотному проекту ГЧП. И будем надеяться, что эта первая презентация раскроет перед серьезными деловыми партнерами широкий инвестиционный потенциал нашей Беларуси. Чтобы они на деле еще раз убедились: у нас можно и хорошо работать, и солидно зарабатывать.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter