В Кличевском районе обновили мемориал и отыскали новые захоронения времен войны

Партизанский остров открывает тайны

В Кличевском районе обновили мемориал в Веремеевке и отыскали среди болот новые захоронения мирных жителей и народных мстителей

Кличевский район в годы Великой Отечественной стал одним из самых крупных в Беларуси центров партизанского движения. В честь народных мстителей в селе Усакино установлен мемориальный комплекс. А посреди болот острова Веремеевка — памятник бойцам дислоцировавшегося здесь легендарного отряда «Славный». Этой зимой его реконструировали, торжественное открытие запланировано на лето. Но и по сей день в дремучих усакинских лесах, в вязкой трясине лежат останки погибших героев и мирных жителей, убитых фашистами...

Директор краеведческого музея Наталья ХРОМЕНКОВА: «Кличевщина в войну была одной из самых крупных партизанских зон Беларуси».

Молчал сурово усакинский лес

Усакино — самая крайняя точка района. Добраться туда можно лишь в засушливое лето или в сильный мороз, когда болото крепко сковывает льдом. До партизанского острова Веремеевка — еще километров 15. Места коварные, опасные: кругом топь, идти надо в высоких резиновых сапогах и шаг в шаг за опытным проводником. Но это лишь одна из причин того, что останки погибших партизан здесь отыскали лишь спустя 50 лет после войны.

— Сведения о диверсионно-разведывательном отряде специального назначения НКВД «Славный» под командованием майора госбезопасности Анатолия Петровича Шестакова, что базировался здесь с июля 1943-го по апрель 1944-го, много лет были засекречены. Но даже когда архивы открыли, попасть на партизанский остров оказалось невозможно: здешние болота при Союзе превратили в учебный полигон 57-й Смоленской морской ракетоносной авиационной дивизии, дислоцировавшейся в Быхове. Здесь взрывали бомбы, так что населению доступ был запрещен, — поясняет директор Кличевского краеведческого музея Наталья Хроменкова. — С распадом Сою­за воинскую часть вывели, земляки потянулись в леса по грибы-ягоды и обнаружили массовое захоронение, на месте которого ныне памятник. В 2019 году ему присвоили статус историко-мемориального места погребения. В 2020-м, после того как его посетил председатель Могилевского облисполкома, ныне заместитель Премьер-министра Леонид Заяц, мемориал решили реконструировать.

После реконструкции на партизанском захоронении появился мемориальный стенд о партизанах-героях.

На эти цели по госпрограмме «Увековечение памяти о погибших при защите Оте­чества» выделили около 140 тысяч рублей, нынешней зимой и приступили: стройматериалы доставляли по воздуху — вертолетом МЧС.

Красная тротуарная плитка, кованое ограждение, вместо серых бетонных плит на 18 одиночных и одной братской могил теперь — черные гранитные. При входе установлен информационный стенд, разработанный сотрудниками музея, рядом — деревянные беседки, чтобы посетители могли отдохнуть и в тишине подумать о тех, кто так и не смог выбраться из этого леса.

Могилы без крестов

Пытаясь разгромить крупное партизанское формирование в усакинских лесах, фашисты организовали 5 мощных блокад. В результате карательных операций гибли как народные мстители, так и мирные жители. В 2021-м стараниями историков и краеведов в Усакино нашли три ранее неизвестных места захоронения, где покоятся более 100 сельчан — стариков, женщин, детей. А в этом году в ходе расследования Кличевская районная прокуратура установила еще четыре неучтенных захоронения.

— В одном лежат около 15 человек, в других — от 30 до 50. По словам сельской учительницы, мама которой была свидетельницей тех страшных событий в Усакино, окопы изверги использовали как могилы: ставили на край мирных жителей, расстреливали, сбрасывали в ямы, — уточняет прокурор Кличевской районной прокуратуры Александр Терещенко. — Среди жертв геноцида — и жители соседних деревень. Усакино называют партизанской столицей, сельчане активно помогали народным мстителям, за это фашисты жестоко с ними расправлялись. С помощью кличевского краеведа Олега Зайцева глубоко в усакинских лесах удалось отыскать и захоронение, где покоятся два партизана. Координаты могил, на которых ни монумента, ни креста, мы отметили и сведения передали в райисполком, чтобы поисковики Могилевского клуба «Виккру» и бойцы 52-го отдельного спецбатальона Минобороны смогли поднять останки.

Мемориал на острове обновили этой зимой.

А таким он был на момент открытия в 1997 г.

Пока неизвестные страницы подвига

Кличевские историки и краеведы делают все, чтобы отыскать как можно больше сведений о героях.

— Немцы оккупировали наш район 3 июля 1941 года, а уже через несколько дней в лесу под Кличевом образовался первый партизанский отряд, впоследствии преобразованный в 277-й партизанский полк под командованием Игната Изоха. В партизанской зоне, которую защищали 18 тысяч человек, располагались Могилевский обком партии, обком комсомола, штаб Могилевской военно-оперативной группы, издавались подпольные газеты: областная «За Радзiму», кличевская «Голас партызана», — перечисляет руководитель Кличевской поисковой группы «Ольса», входящей в состав клуба «Виккру», Лидия Ачинович. — Много лет изучаем военную историю края, но в истории партизанского движения еще немало неизвестных страниц. Зная, что 5 мая 1943-го погиб первый редактор газеты «За Радзiму» Александр Юшкевич, мы, проводя ревизию захоронений, с удивлением обнаружили: его имя не значится ни на одном мемориале. С почестями Александра Антоновича, приближавшего победу и словом, и пулей, не перезахоранивали, его могила — бескрайние усакинские леса. В дневнике партизана Марка Кудина есть строки: «25 мая нашли обгоревший труп. По очкам опознали — наш Юшкевич»… Обгоревший, потому что немцы бомбили леса, пытаясь выкурить оттуда народных мстителей, пускали палы. Линию жизни отважного героя, журналиста удалось восстановить. В Минске мы отыскали его 91-летнюю дочь Галину Александровну, передавшую нам копию отцовского дневника, в которой он пишет о войне, любимых жене и дочке.
Добраться до расположенного посреди болот партизанского острова непросто.

А еще местные поисковики установили: с Кличевщины родом отец белорусского скульптора Анатолия Артимовича.

— Уроженец деревни Бацевичи Ефим Артимович был партизаном 752-го отряда Виктора Ливенцева. Фашисты схватили Артимовича в Кличеве, пытали и, ничего не добившись, повесили, — уточняет Лидия Лукьяновна. — Кровавые расправы в райцентре немцы устраивали с 1941 по 1943 год. Тела убитых сбрасывали в выгребную яму в центре. Лишь в 1944-м, когда был освобожден район, местные кинулись разгребать этот могильник, искать близких, но опознать людей было уже невозможно. Так и похоронили — всех вместе.

В прошлом году в Кличеве организовали выставку внука погибшего партизана — Ивана Артимовича — одного из авторов проекта мемориального комплекса «Памяти сожженных деревень» в Борках.

Работа в направлении увековечения исторической памяти в Кличевском районе продолжается.

Фото Андрея САЗОНОВА и предоставлено Кличевским краеведческим музеем
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter