Партизанская метеослужба

У того, кто не знает и не ценит прошлого, нет будущего. Эту фразу особенно любят повторять архивисты — люди, стараниями которых это прошлое в документах и фотографиях хранится для будущих поколений. И кто, как не архивисты, лучше других знают, что история не терпит небрежного к ней отношения; за пренебрежение к фактам, за их вольное толкование она мстит поколениями манкуртов, родства не помнящих. В материалах нашей новой рубрики, благословленной директором департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Беларуси Владимиром Адамушко, мы к барышне-истории будем обращаться только на “Вы”. Работники всех архивов страны и журналисты “НГ” откроют для вас, дорогие читатели, заветные папки с материалами, доселе не обнародованными, покажут уникальные документы и редкие фотографии. Сегодня о неизвестных фактах времен Великой Отечественной войны рассказывает главный архивист Национального архива Республики Беларусь, которому недавно исполнилось 80 лет.

В годы Великой Отечественной войны в некоторых партизанских отрядах и бригадах была налажена метеорологическая служба, или служба погоды. Для чего? Правильный учет условий погоды имел важное значение для авиации дальнего действия, в том числе и транспортной, обеспечивавшей боевую работу партизанских соединений.

В конце декабря 1942 года из числа комсомольцев, прошедших подготовку при Главном управлении гидрометеорологической службы (ГУГМС) Красной Армии для метеонаблюдений в тылу противника, была отобрана первая группа наблюдателей из 21 человека и передана в Центральный штаб партизанского движения для отправки в отряды. Специалистов распределили по местным партизанским штабам. В Белорусский штаб партизанского движения направили 5 наблюдателей. Следующие группы метеонаблюдателей готовили уже непосредственно при штабах партизанского движения. В течение 1943 года было подготовлено еще 56 человек, из них при Белорусском штабе — 12 человек. По учетным данным ГУГМС СССР, наблюдения были организованы в 32 пунктах, в том числе в Беларуси — в 15 пунктах: в районах Ушачей, Бегомля, Молодечно, Сенно, Кличева, Житковичей, Любани, Ивенца и т.д.
Объем метеорологических наблюдений определялся необходимым минимумом. Наблюдали за общим состоянием погоды, направлением и скоростью ветра, дальностью видимости, облачностью, температурой воздуха, состоянием поверхности почвы, атмосферным давлением. Наблюдатели были оснащены небольшим комплектом метеоимущества, укладывавшимся в брезентовую сумку, которую носили через плечо. Основные приборы — барометр-анероид, термометр-пращ, компас, часы, карманный фонарик и батарейки к нему. В качестве инструкции к комплекту прилагалась “Памятка наблюдателю”.
Метеосводки передавались через рации партизанских отрядов в ГУГМС, а также непосредственно на аэродромы базирования авиации дальнего действия и транспортной авиации, обслуживающей партизан. Регулярность передач в значительной степени зависела от правильного понимания командирами партизанских формирований важности подобных сводок. Имели место и случаи, когда командиры, с нетерпением дожидавшиеся самолетов с “Большой земли”, приказывали метеонаблюдателям передавать сведения о летной погоде, хотя фактически она была явно нелетной. Об этом написал, в частности, в своем отчете метеонаблюдатель В.И.Андрюшенков, который находился в распоряжении Минского подпольного обкома КП(б)Б. Он сообщил, что получил от командира партизанского соединения Минской области И.А.Вельского “приказание о замене и передаче плохой погоды летной. Однако это приказание я не выполнил. Пришлось тайно вместе с радистом посылать настоящее положение погоды”.
В условиях отсутствия опыта организации работы как у Гидрометеослужбы, так и партизанского командования успех деятельности метеонаблюдателей зависел от их личных качеств и степени ответственности за порученное дело. Так, наблюдатель В.Г.Сергеев после неоднократных попыток перехода линии фронта был направлен на аэродром для заброски в тыл врага самолетом. Потеряв всякую надежду дождаться “очереди”, сел в самолет украдкой и благодаря этому вскоре попал в Лепельскую партизанскую бригаду им. И.В.Сталина, которой командовал В.Е.Лобанок. Уже на второй день В.Г.Сергеев начал передавать сводки как на фронтовой аэродром, так и в ГУГМС. Кроме того, он принимал активное участие и в боевых операциях бригады.
Значительно улучшилась работа партизанских метеонаблюдателей после издания приказа Центрального штаба партизанского движения от 23 июля 1943 года “Об упорядочении подачи метеосводок в адрес Главного управления гидрометеорологической службы Красной Армии из штабов партизанского движения и партизанских бригад и отрядов”. Приказ обязывал начальников штабов и командиров бригад назначать лиц, ответственных за организацию метеонаблюдений и своевременное поступление метеосводок, создавать все необходимые условия для работы наблюдателей. Передача метеосводок должна была обеспечиваться по штабной рации вне всякой очереди.
Всего за 1943—1944 годы белорусскими партизанскими метеонаблюдателями было передано 4936 сводок. Наибольшее количество передали наблюдатели: 1250 — В.И.Андрюшенков , 625 — В.Г.Сергеев, 615 — С.А.Максименков, 576 — Е.М.Зеленков. По отзывам командиров авиачастей, работников ЦПШД и БШПД, работа партизанских метеонаблюдателей имела большое значение для организации перевозок грузов партизанам и полетов авиации дальнего действия. В тех пунктах, откуда своевременно поступали метеосводки, почти полностью избавились от авиапроисшествий, самолеты перестали возвращаться по метеорологическим условиям. Так белорусские партизаны вписали свою страницу в историю метеослужбы.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter