Таксисты жалуются на нехватку заказов, клиенты - на хамство

Партия в шашечки

Таксисты жалуются на нехватку заказов, клиенты - на хамство

Собрать за «круглым столом» «СБ» ведущих игроков в сфере такси предложил в своем письме наш читатель Денис Лукашевич, водитель минского такси 135: «Заходящие в тупик споры о тарифах приводят к тому, что водители то и дело призывают к забастовкам: цена за километр давно нерентабельна!» А вот мнение другой нашей читательницы Анны Реут: «В какую диспетчерскую звонить, мне, по большому счету, все равно! Но если вчера, например, на вызов приехал вежливый водитель на комфортабельном авто, то сегодня, заметьте, та же самая диспетчерская отправляет откровенно убитый «катафалк», за рулем которого неопрятный хам. Кто и когда, наконец, наведет в такси порядок?» Отстоять свою позицию в открытой дискуссии согласились заместитель директора — начальник управления пассажирских перевозок ГУ «Столичный транспорт и связь» Андрей ИЛЛАРИОНОВ, заместитель начальника Транспортной инспекции Георгий ЖУЛЕГО, начальник управления контроля транспортной деятельности Транспортной инспекции Иван АЛИСЕЙКО, директор СП ООО «Корис–Гуард» (такси 135 «Столица») Олег РАДКЕВИЧ, директор ЧТУП «Такси Алмаз» Виктор ПУЗИКОВ, директор ООО «АвтоЮрлайн» (такси 152, 156, 155, 7778) Юрий СИДОРЕНКО, директор ПЧУП «Спецлегмонтаж» (фирма–перевозчик) Константин КУЗЬМЕНКОВ и Денис ЛУКАШЕВИЧ.


«СБ»: Водители такси возмущаются, что услуга стала едва ли не социальной, мол, необычайно активизировались уже и домохозяйки, и пенсионеры, даже вечно бедные студенты...


В.Пузиков: По сути, правда. Среднестатистический клиент даже 5 лет назад был совсем другим. Сегодня это так называемый менеджер среднего звена — обычный гражданин, получающий среднюю зарплату. Только в мою диспетчерскую службу от клиентов поступает около 600.000 звонков в месяц.


Д.Лукашевич: Недавно возил двух совершенно опустившихся индивидуумов на три метра в магазин за очередной батареей «чарлика». А вот двигаться на дороге я стал меньше: если 3 — 5 лет назад легко выполнял за смену около 20 заказов, то сегодня — не более 10 — 12. Тогда я мог позволить себе 8–часовой рабочий день, а сейчас, чтобы выйти на уровень той же кассы, приходится ишачить по 12 часов и больше, нарушая тем самым режим труда и отдыха. А теперь о наших «баснословных» заработках. Озвучу, например, свою кассу за январь: грубо 22 миллиона. Отсюда вычеркнем 6 миллионов на топливо, 750 тысяч на единый налог, 800 тысяч плюс 350 тысяч — услуги двух диспетчерских, ФСЗН — 600 тысяч, 150 тысяч — врач–механик, расходники по машине типа масла–фильтра — еще 1 миллион, амортизационный резерв — пусть 1 миллион. Теоретически неплохо бы отложить и на обновление своего авто миллиона 2... Остается 10 миллионов 350 тысяч. И это за 311 отработанных часов при положенных 174! Но корень проблемы я вижу в количестве автомобилей такси: заказов на всех недостаточно. Уровень сервиса оставляет желать лучшего? Тогда самое время фильтровать водительские кадры!


О.Радкевич: Пренебрежительное отношение водителей такси к клиентам, мол, желаем возить только vip, я лично выжигал бы каленым железом. В прошлом году в нашу службу поступило примерно 700 жалоб от клиентов, из них 250 не подтвердились. Из подтвердившихся каждая вторая — на совести водителей со стажем до 3 лет, связанная с неуважительным отношением к клиенту. Остальные — это невключение таксометра, грязная машина и т.д. И в первую очередь мы прекращаем обслуживать водителей, позволяющих себе хамское обращение с клиентами. Согласен, тариф нужно обсуждать. И поднимать... Но — в разумных пределах.


И.Алисейко: Жалобы на хамское поведение таксистов в Транспортную инспекцию поступают систематически, хотя и далеко не в прежних объемах. И все же доходит до абсурда. В пример свежий случай. Женщина вызвала такси и задержалась минут на 5. А когда появилась, таксист принципиально заехал в огромную лужу: «Или садишься так, или дальше я еду один. Нечего опаздывать!»


А.Илларионов: Нередко пассажиры теряются, куда лучше пожаловаться, и руководствуются принципом «чем выше...» Это неверно. Если проблема с нанятым водителем — то перевозчику, если конфликт с диспетчером, то лучше в диспетчерскую, если водитель — ИП, то смело требуйте  у него книгу жалоб и предложений. И неплохо сфотографировать автомобиль, поинтересоваться фамилией шофера... Так будет легче помочь.


«СБ»: А почему до сих пор вообще существует разница в тарифах? Ведь еще в январе сразу 10 диспетчерских служб, включая здесь присутствующих, подписали соглашение о едином тарифе: с 25 февраля — 4.900 за километр.


В.Пузиков: Вопрос весьма болезненный... 4.900 и 4.400 — разница в каких–то 10 процентов. Сказать, что на рынке присутствуют супердешевые или супердорогие службы такси, наверное, было бы нечестно. И почему я должен оправдываться за свое стремление угодить клиенту ценой?! Тем более меня не должны волновать эмоции конкурентов. Года четыре назад, когда такси «Алмаз» появилось на рынке, там фигурировал единый тариф — 1.300 рублей за 1 километр. Мы заявили цену в 1.000 рублей. С тех пор при любом росте цен на услуги такси мы остаемся самой демократичной службой. И давайте не будем лукавить: нарекания в работе есть у всех. Вполне логично, что большинство пассажиров приняло для себя правильное решение, зачем платить больше. А мы в итоге имеем заслуженный бонус: на службу «Такси Алмаз» сегодня приходится около 65 процентов от общего месячного объема перевозок автомобилями–такси. Понимаю конкурентов: не нравится. Отсюда и документ о минимальном тарифе — нелепые попытки уравнять всех, в том числе с помощью давления в прессе. Другое дело, я не могу сделать тариф еще ниже, водители не поймут.


О.Радкевич: То есть ответственность за рентабельность и выравнивание общего экономического баланса должны брать на себя другие, делая первый шаг. А такси «Алмаз» будет только снимать сливки и по–прежнему находиться в тени. Заявил на 500 рублей меньше — и бог с ним, с качеством?


В.Пузиков: Мы в равных условиях рынка.


О.Радкевич: Только некоторые с тузом в рукаве.


Ю.Сидоренко: Я солидарен с тарифной позицией Олега Радкевича, но принципиально буду придерживаться тарифов Виктора Пузикова... И только затем, чтобы «Алмаз» не чувствовал себя королем.


«СБ»: Говорят, что после чемпионата мира тариф на услуги такси в Минске будет не менее 7 тысяч за километр. Откуда эта цифра?


К.Кузьменков: Расчет готов: это 6.500 за километр при рентабельности всего 10 процентов.


В.Пузиков: А я считаю, что этот расчет — чистейшая фикция. Потому что его авторы — фирмы–перевозчики. Сегодня в стране не существует ни одного таксомоторного предприятия или автопарка, имевшего бы на балансе хоть несколько автомобилей–такси, которые надо было бы заправлять по безналу, покупать запчасти, обслуживать официально на сервисе... Так что перевозчики, грубо говоря, не в теме, а цифра 6.500 — величина абстрактная, нежели экономически выверенная. Не было бы выгодно сегодня работать по 4.400 — услугами моей диспетчерской не пользовались бы 3 тысячи водителей. А ведь это больше, чем у любого из моих конкурентов, иногда даже вместе взятых.


К.Кузьменков: Я бы не торопился с такими резкими заявлениями. Мы же на данном рынке уже не один десяток лет. В перечень наших затрат входит множество показателей, в том числе и зарплата водителей, которым остается только добросовестно крутить баранку. И их доходы зависят в основном от степени личного энтузиазма и поставленных целей.


Д.Лукашевич: Сам себе удивляюсь, но здесь я согласен с Виктором Пузиковым: перевозчики не являются на самом деле тем, кем себя позиционируют. Это звено существует для того, чтобы, образно говоря, пустить пыль в глаза, прикрыть, залатать дыры, решить проблемы и т.д. — за определенную мзду. Зарплата водителям? Не смешите. Она только на бумаге. Считаю, что реальный тариф — 7.000 за километр. И то, если число автомобилей–такси уменьшить минимум на 30 процентов.


«СБ»: Нелегальный таксист. В чем причины этого явления?


Г.Жулего: В 2013 году Транспортной инспекцией по Минску и Минской области в результате 690 проверок почти 20 тысяч транспортных средств было выявлено и привлечено к административной ответственности 172, занимавшихся нелегальным извозом. Годом ранее их было вдвое меньше. В 2011–м было выявлено 25 фактов нелегального извоза, в 2012–м — 627, а в 2013–м — 840.


Д.Лукашевич: Правильно, тариф практически заморожен, а люди складывают 2 плюс 2 и просто уходят в тень. Если ситуация не изменится, статистика по так называемым «бомбилам» станет еще печальнее. Особенно когда кто–то, бравируя заниженной ценой, одновременно не против предоставить теплое место и в «сером» секторе. Довольный выгодной ценой (хотя часто бывает и наоборот: в левый счетчик забит бандитский тариф) пассажир будет доволен до тех пор, пока не случится ДТП, где он пострадает, или не возникнет другая конфликтная ситуация. А чека нет — пиши пропало: диспетчерская «серые» заказы предусмотрительно аннулирует. На нет и суда не будет.


Ю.Сидоренко: Я бы не обобщал...


О.Радкевич: Мы никогда не занимались обслуживанием водителей, которые осуществляют нелегальные перевозки. Между прочим, пассажир должен знать, что имеет полное право попросить у водителя чек за поездку, а если таковой не получит — выйти, не расплатившись за поездку.


В.Пузиков: Если у нас серьезный разговор, то обвинения–намеки, основанные на слухах, означают только бессилие по отношению к оппоненту и равносильны оскорблению. Нелегальный таксист в большинстве случаев — это бывший работник того или иного перевозчика, с которым диспетчерская служба расторгла договор на обслуживание. Просто так прийти с улицы и начать работать нелегально нереально. Но, расторгнув договор с диспетчерской, водитель «забывает» снять ее логотипы... И что за байки про нелегала на официальном заказе? Это на «Алмазе» невозможно. А если недобросовестный водитель, например, отправив свою машину на СТО, берет авто у приятеля и выезжает на нем, то с ним я сразу распрощаюсь навсегда.


«СБ»: Пассажиры все чаще жалуются, что почти не имеют возможности расплатиться по безналу за поездку. Это создает массу неудобств и, не исключено, может подпортить настроение гостям предстоящего чемпионата мира по хоккею. Почему так медленно приживаются терминалы в автомобилях–такси?


В.Пузиков: Почти у всех водителей–ИП такие терминалы стоят. А вот с машинами, оформленными у перевозчиков, сложнее. Сам терминал стоит около 1.000 евро, и банки с большой неохотой выдают такие устройства в машины–такси, где часто меняются водители. Ответственность за кассовый терминал никто брать на себя не хочет. Тут–то все и стопорится.


К.Кузьменков: Мы думаем над этим. Помимо собственно удобства для пассажиров, возможность безналичного расчета теоретически сократила бы количество нападений на водителей, когда пытаются завладеть их выручкой. Но опять же все упирается в финансовую сторону вопроса — в тариф, рентабельность предприятия–перевозчика.


Д.Лукашевич: Да о чем вы?.. Платежные терминалы не приживаются, потому что практически не оставят места для излюбленного вида «творчества» некоторых: наварить, провести оплату мимо кассы и т.д.


«СБ»: В часы пик диспетчерские перегружены заказами, а пассажиры — отказами. Городу не хватает 8.000 машин такси?


В.Пузиков: Можно было бы набрать больше машин в диспетчерские службы, чтобы не было отказов. Но что делать потом, не в горячие часы, машинам? Поэтому диспетчерские и не идут на бездумное увеличение количества авто.


«СБ»: Добавляют масла в огонь и некоторые новые нормы, которые, как обещают законодатели, вот–вот будут приняты: например, в такси может работать машина не старше 7 лет, а ответственность за нарушения следует переложить с водителей на... автомобили. Речь о карте допуска.


В.Пузиков: Карта допуска — весьма спорное явление. Все перевозчики выступают за введение персональной ответственности водителя за нарушения. Но снова пытаются изобрести велосипед: когда–то уже существовало нечто подобное — «лицензионная карточка», выдавалась на каждый автомобиль–такси. Что с ней сталось? Отменили, так как ничего, кроме очередей в Транспортной инспекции, она не привнесла.


К.Кузьменков: Согласен, введение карты будет ошибкой. Автомобиль — средство производства, и за нарушения, допущенные водителем, лишать перевозчика возможности использовать его неправильно.


Д.Лукашевич: Если же введут для машин ограничение по возрасту в 7 лет, то 90 — 95 процентов действующих автомобилей–такси просто исчезнут и в Минске, и в целом по стране. Кто тогда удовлетворит спрос? Одновременно сократятся в том же объеме и рабочие места. Нелегальщина начнет процветать. Если без такой нормы законодатели вовсе не видят будущего, то пусть хотя бы дадут фору уже работающим таксистам года в полтора. Что касается перевозчиков, так ведь им неинтересна идея собственного парка и при сегодняшних, более мягких условиях...


В.Пузиков: И появятся еще 5 — 6 фирм, предлагающих такую сомнительную услугу, как «аренда авто»!


«СБ»: А разве нововведение «Аренда Авто», недавно внедренное в сферу такси Юрием Сидоренко на базе объединенных служб, существует на рынке без законных оснований?


И.Алисейко: Судите сами. Водители транспортных средств, на дверях которых нанесены буквы «А–А», поясняют, что они не осуществляют перевозки пассажиров автомобилями–такси, а оказывают услуги по аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. При проведении проверок установлено, что такие транспортные средства не проходят гостехосмотр (не реже одного раза в 6 месяцев), не получают в ГАИ МВД регистрационные знаки тип 13 (желтые номера), не заключают договоры обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, а сам уровень подготовки водителей не соответствует установленным требованиям. И, кроме всего, арендодателю требуется лицензия!..


Ю.Сидоренко: Зачем? Согласно Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента от 1 сентября 2010 года № 450, для выполнения внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд, чем «А–А» и занимается, получение лицензии не нужно. Более того, Министерство транспорта устами одного из заместителей министра само продиктовало ООО «АвтоЮрлайн» эту норму и, образно говоря, благословило, о чем свидетельствует имеющийся у меня документ. А кому, собственно, я сделал хуже? Довольные такой схемой водители не тратятся на дорогостоящий счетчик, плафон, желтые номера, предполагается минимум оклейки кузова. В каждой машине обязателен только кассовый аппарат. Но не только чек защищает интересы пассажира, который, заметьте, всегда выдается по окончании поездки. У каждого водителя перед рейсом подготовлены договоры на оказываемую услугу, один из которых пассажир, сев в машину, должен просто подписать. Если водитель сам этого не предлагает, я советую пассажирам настаивать...


Г.Жулего: И в каком именно пункте этот договор обеспечит пассажиру возмещение ущерба в случае травмы, если, согласно его условиям, на время поездки пассажир получает машину во временное владение, а водителя и вовсе нанимает для управления? Работа диспетчерской с «А–А» тоже незаконна, поскольку услуга по перевозке пассажиров автомобилями–такси фактически не осуществляется. Почему тогда отдается заказ?


Ю.Сидоренко: Страховку перевозчика перед пассажирами имеют все предприятия–партнеры, с которыми мы сотрудничаем. Ответственность по данному страховому договору ограничена 3.000 евро. Также эти организации по нашему требованию дополнительно заключили и договоры добровольного страхования, где арендатор и сопровождающие его лица застрахованы на 500 миллионов рублей. При самом скромном подсчете это 50.000 долларов. Так что я бы еще поспорил насчет того, чьи клиенты защищены гарантиями лучше.


Г.Жулего: Отсутствие у «А–А» таксометра означает, что тариф на перевозку «берется из головы», и не в меньшую сторону.


Ю.Сидоренко: Совершенно некорректно! Договор перевозки никто не заключает. Это аренда на время с учетом пробега. Единственное условие: конечная цена не должна превышать ту, как если бы маршрут выполнял автомобиль–такси. Рассматриваются два момента: время аренды и пробег. А услуга аренды более гибкая в вопросах ценообразования.


«СБ»: На законодательном уровне звучало предложение о введении единообразия в такси: одинаковые марки машин, классический желтый цвет и т.д. Это, наверное, украсит город, сориентирует потребителя. Но, конечно, затраты...


В.Пузиков: Единообразие требует огромных финансовых вложений. Вопрос решился бы быстрее, если бы на рынке присутствовали игроки с большим количеством собственных машин. Сегодня их нет. Если сверху предложат какую–то одну марку авто — моментально начнется лоббирование интересов определенного производителя... В нашей стране требований к внешнему оформлению автомобилей такси и так гораздо больше, чем в странах СНГ или других европейских государствах.


К.Кузьменков: Практически ни в одной европейской стране не существует нормы использования в качестве автомобиля–такси одной марки. А вообще, разговор о цветах и формах уместен, когда решены все другие проблемы в сфере. Любая подача в стиле «было бы красиво и хорошо» требует мгновенного ответа «за чей счет банкет?».


«СБ»: Использование своего автомобиля для работы в такси сразу исключает его эксплуатацию в личных целях, жалуются таксисты: подвезти, например, жену на работу, дочь в вуз или тещу на рынок — это всегда риск «заработать» штраф. Давно ли и в связи с чем возникла эта норма? Часто ли таксисты попадаются?


И.Алисейко: Возникновению этой нормы, прописанной в Правилах автомобильных перевозок пассажиров в 2008 году, водители обязаны своему поведению. Вне рабочего времени, даже не пройдя врача и механика, возят голосующих пассажиров, а при встрече с нашими инспекторами рассказывают про маму, папу, сестру и т.д. При этом режим работы не соблюден, таксометр не включен, пассажир рискует... Реальное поведение таксистской братии, склонной и сегодня при каждом удобном случае обойти закон, едва ли дает законодателям повод к пересмотру своей точки зрения.


Д.Лукашевич: Но ведь нарушители — это скорее исключение, а страдают, выходит, все...


И.Алисейко: Снимаете опознавательные знаки такси — и возите родственников!


Советская Белоруссия №57 (24440). Четверг, 27 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter