Партия предложила. И не прогодала

Другого такого человека, пожалуй, не найти. Он раз и навсегда остался верен себе и своей отрасли, оставил в ней заметный след. Хотя оказался в этой сфере, как он сам считает, чисто случайно.

Из своих семидесяти лет полвека Михаил ЗАНОЗА отдал системе «Сельхозтехники»

Другого такого человека, пожалуй, не найти. Он раз и навсегда остался верен себе и своей отрасли, оставил в ней заметный след. Хотя оказался в этой сфере, как он сам считает, чисто случайно.

— Родился я в Мостовском районе. Есть там такая небольшая тихая деревня — Вайниловичи, — рассказывает Михаил Владимирович. — Среднюю школу окончил в Деречине Зельвенского района. Поступить сразу в институт не было возможности. Болела мать. Отец, участник войны, также не отличался крепким здоровьем, был ранен на фронте. В семье подрастали двое младших братьев. За ними надо было присматривать и помогать. Поэтому пришлось выбирать ближайшее учебное заведение. Остановился на Жировичском техникуме.

С дипломом техника-механика Михаила Занозу направили в Радуньскую ремонтно-техническую мелиоративную станцию. Руководитель организации вскоре по достоинству оценил молодого и инициативного работника, так и сказал: «Вижу, парень, толк из тебя будет. Поступай в институт».

Хорошенько взвесив все «за» и «против», Михаил подал документы в Белорусский институт механизации сельского хозяйства. За прилежное отношение к учебе, авторитет, которым он пользовался среди студентов и педагогов, его избрали старостой не только группы, но и всего потока.

После учебы в вузе молодой специалист вернулся на прежнее место работы. Правда, теперь уже не на должность механика, а заведующего ремонтными мастерскими, которые специализировались на восстановлении животноводческого оборудования. Оценив возможности организации и производственный потенциал мастерских, Заноза решил заняться не только ремонтом, но и выпуском промышленной продукции. Смекнул, что с приобретением нового оборудования можно повысить и качество ремонтных работ. Так из производственных помещений мастерских начали выходить раздатчики кормов для свиноводческих ферм, смесители жидких кормов, водораздаточные колонки и некоторое другое оборудование для обслуживания животноводческой отрасли.

Перспективные начинания молодого специалиста были замечены. Вначале Занозу назначили главным инженером организации, а чуть позже — управляющим Вороновским объединением «Сельхозтехника». Так в 26 лет он начал руководить крупным предприятием. Под его началом оказалось более 500 человек.

Конечно, на первых порах не хватало жизненного опыта. Зато в избытке было желания трудиться. Придавало уверенности чувство поддержки со стороны вышестоящего начальства, руководства области и района. Позже последовало предложение возглавить недавно вступивший в строй Слонимский ремонтный завод. Согласился с удовольствием, поскольку находилось предприятие недалеко от родительского дома, к тому же Слоним — это родина жены.

Как признается Михаил Владимирович, ему там интересно было работать. Навел порядок, облицевал плиткой стены, разбил во дворе цветочные клумбы, ввел высокую культуру производства. Активно работал с учеными, старался внедрять в производство новые технологии. Показывал пример в труде другим — не гнушался стать за токарный или фрезерный станок, собирал моторы. В коллективе развивались художественная самодеятельность, физкультура и спорт. Директор, сам большой любитель (во время учебы в вузе выступал даже за баскетбольную команду общества «Буревестник»), старался приобщить к здоровому образу жизни и своих подчиненных. Под руководством Занозы завод ежегодно становился лучшим предприятием района, был удостоен Почетной грамоты Верховного Совета БССР.

В период такого взлета Михаила Занозу неожиданно вызвал к себе первый секретарь обкома партии Леонид Клецков. «Зачем так срочно понадобился ему,— недоумевал директор по пути в Гродно, — вроде, дела на заводе идут нормально, стружку снимать не за что?» Но глава области озадачил другим: пойдешь, дескать, заместителем руководителя в облсельхозтехнику.

Не хотелось Михаилу Владимировичу менять любимое место работы, но партия предложила...

— В областном объединении «Сельхозтехника» курировал заводы и ремонтные мастерские. Начал поднимать промышленность, и на этой базе улучшать качество ремонтных работ. У меня были отличные отношения с председателем Госкомсельхозтехники СССР нашим земляком из Лиды Леонидом Хитруном и БССР — Борисом Пожарским. А возможности этих структур в то время были очень большими, — вспоминает собеседник.

— Затем систему сельхозтехники ликвидировали и сделали Госагропром СССР. Считаю, что этим нанесен большой вред не только ей, но и всему сельскому хозяйству. Наши подразделения на местах были областной и республиканской собственностью, а финансирование осуществлялось на уровне республики и Союза. Вдруг их раздробили по частям и передали в районы. В то время я работал заместителем генерального директора областного объединения агросервиса, а с 1997 года — генеральным.

Оказавшись у руля объединения, Михаил Владимирович первым делом постарался вернуть в свое подчинение районные подразделения, а также вновь переименовать «Агросервис» в «Сельхозтехнику». Его начинания поддержал председатель облисполкома Александр Дубко.

Возглавляя унитарное предприятие «Облсельхозтехника», Заноза вновь начал развивать машиностроение как наиболее перспективное направление в экономике. Было также принято решение при «Сельхозтехниках» организовать мобильные механизированные отряды, которые бы помогали отстающим хозяйствам в уборке зерновых культур и заготовке кормов. К тому же такие отряды были вооружены первоклассной зарубежной техникой. Качество уборки трав немецкими машинами не шло ни в какое сравнение со старыми отечественными КСК-100. Это положительно отразилось на производстве животноводческой продукции — выросли надои и привесы.

Несмотря на восьмой десяток, Михаил Заноза по-прежнему бодр и находится в строю. В настоящее время он возглавляет совет ветеранов облсельхозтехники. В рядах организации — две с половиной тысячи членов. Михаил Владимирович старается отстаивать их интересы, помогать чем может. И такая работа, признается, ему по душе.

Геннадий ГИЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter