Парта для министра

Сергей Шаврук: Современный управленец учится всю жизнь

Современный управленец это человек, который учится и развивается всю жизнь

Мы привыкли, что нужно получать образование, чтобы стать педагогом, инженером, дизайнером, врачом. Но ведь и руководители всех звеньев, в том числе послы, министры, тоже учатся. И происходит это в стенах Академии управления при Президенте Беларуси. Кто читает лекции чиновникам такого ранга? Что содержат их учебные планы и программы? Чем ценно общение настоящих и будущих управленцев? Об этом «Р» рассказал проректор по учебной работе академии Сергей ШАВРУК.

— Академия ведет не только подготовку специалистов высшей квалификации в области госуправления, но и имеет в своей структуре подразделения, занимающиеся переподготовкой и повышением квалификации руководящих кадров всех уровней. Проходит этот процесс в рамках Института государственной службы на факультетах переподготовки и повышения квалификации. Ежегодно более 6 тысяч 800 чиновников совершенствуют свой профессиональный уровень на этих факультетах. Учебный процесс обеспечивают 19 кафедр, где работает квалифицированный профессорско-преподавательский состав.

— Без сомнения, учить управленцев, высоких чиновников — элиту страны — дело ответственное. Как проводите отбор преподавателей?

— У нас серьезный отбор педагогов. Это ведущие специалисты, в том числе бывшие практики-управленцы. Также привлекаем преподавателей — узких специалистов со стороны: из министерств, ведомств, других государственных структур и вузов столицы. Ведь на многочисленные сложные вопросы слушателей не ответишь просто, как обычному студенту: «Смотри учебник такой-то, страницу такую-то!» Многие сложнейшие проблемы, стоящие перед реальными управленцами, пока не имеют однозначных решений и требуют глубокого профессионального анализа и выверенных предложений. Часто нашим слушателям нужна консультационная помощь преподавателей-экспертов в рассмотрении управленческой ситуации и поиске конкретных ответов на непростые актуальные вопросы, овладении эффективными алгоритмами поведения в условиях различных вызовов. Наш учащийся, кроме этого, должен получать самую оперативную и глубокую информацию, своевременно использовать ее на практике. Например, главой государства подписан новый указ — его содержание тут же включается в учебный процесс. Но все новое недостаточно знать, важно понимать его суть и направленность, цели, а также представлять, как лучше приступить к реализации этого нового.

Стало традицией приглашать к слушателям и иностранных лекторов. Тесно сотрудничаем с российскими вузами и исследовательскими институтами. Активизировали практику чтения лекций на иностранных языках. Конечно, наши слушатели приходят в академию с разным языковым багажом, но глава государства совершенно правильно поставил задачу повышать уровень владения иностранными языками. Что это за современный управленец, который не знает иностранного языка? Ведь произведенную продукцию на зарубежные рынки нужно продвигать, с инвесторами договариваться!

Современный управленец — это человек, который учится и совершенствуется всю жизнь. Время сегодня динамичное, быстроменяющееся. И отставать от него управленцу нельзя. По-другому и быть не должно.

— Сложно представить министра за партой. Они так же сдают экзамены и волнуются за оценки?

— Наши слушатели быстро и полностью окунаются в академическую жизнь. Естественно, есть и волнение, и переживание, и конкуренция между собой. А может, не столько волнение, сколько желание сдать экзамен лучше, например, дочери, которая тоже учится в академии и сдает сессию. Бывает и такое.

В июле у нас повышали квалификацию руководители загранучреждений Республики Беларусь — одна из самых ответственных и значимых категорий наших слушателей. Все они вызываются летом на родину, приходят в академию и садятся за парту. При подготовке программы их обучения работаем тесно с МИДом, Совмином и Администрацией Президента. Утверждается программа главой правительства. Поэтому обучение носит насыщенный и практико-ориентированный характер.

— Гармоничное сочетание теории и практики — то, чего не хватает в процессе обучения многим белорусским вузам. Сергей Валентинович, как организуются занятия для чиновников?

— Когда речь идет об управленцах, традиционные алгоритмы не работают.

Это касается и лекций. Кто может учить министров, послов, председателей городских и районных исполкомов? Поэтому традиционные лекции им, как правило, не читаются. Но очень насыщенно проходят деловые встречи с руководителями государственных структур. Такое общение состоялось с премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем, его первым заместителем Владимиром Семашко, первым заместителем главы Администрации Президента Александром Радьковым, заместителями премьер-министра Анатолием Тозиком и Сергеем Румасом.

Теорию мы зачастую дополняем выездами на такие объекты, как Национальная библиотека, Мирский и Несвижский замки, комплекс «Минск-Арена» и многие другие. Это те объекты, которые представляют лицо нашей страны, о которых обязательно должны знать и наши слушатели. А ведь далеко не у каждого есть возможность самостоятельно приехать туда из дальнего уголка Беларуси. Выезжаем на предприятия промышленности и агропромышленного комплекса, знакомимся с практической работой государственных органов.

— А случается так, что в ходе практических занятий — выездов на те или иные предприятия, в ходе обмена мнениями чиновникам удается найти практическое решение того или иного наболевшего вопроса?

— Ситуации, когда в ходе наших выездов на места руководители в том или ином коллективе, взглянув на ситуацию по-новому, принимают какие-то важные для себя решения, случаются часто. Скажем, выезжая к своему коллеге в район или город на то или иное предприятие, председатели горисполкомов и райисполкомов после глубокого всестороннего анализа говорят: существующую проблему лучше решить по-другому, и предлагают конкретный вариант действий.

— Знаю, что в академии активно развивается форма дистанционного обучения. Так сказать, можно повышать свой уровень без отрыва от производства. Кто обучается таким образом и насколько это сложно?

— В прошлом учебном году мы приняли на обучение 25 слушателей на факультет подготовки в Институт государственной службы по специальности государственное строительство». Обучение трехгодичное, по заочной дистанционной форме на базе имеющегося высшего образования. К слову, специальность новая, и первый выпуск состоится через год. Среди слушателей — руководители высокого уровня, которые состоят в резерве на высокие государственные должности. Обучение здесь штучное. Курс очень интенсивный и требует постоянной самоотдачи. Сами слушатели признаются: за­грузка такова, что время остается только на сон. Важно, что постижение учебного материала во многом осуществляется дистанционно с помощью современных IT-технологий.

— Академия — то место, где встречаются уже состоявшиеся и будущие управленцы. Есть масса мероприятий, в том числе и выезды на производство, где они имеют возможность пообщаться. Что, на ваш взгляд, дает такое общение?

— За одними — опыт, за другими — молодость и напористость, перспектива. А потому возможность общения между состоявшимся и будущим управленцем, обмена мнениями очень важна!

Кроме того, некоторые слушатели Института государственной службы читают лекции нашим студентам, осуществляют вместе с ними написание дипломных работ по комплексной проблеме. Старшие товарищи рассказывают о своем жизненном пути, как двигались по служебной лестнице. То есть разные поколения управленцев тесно сотрудничают. У таких встреч есть очень важный воспитательный момент, ведь не всегда студенты в полной мере осознают сложности работы управленца, руководителя. Только в таком общении поколений они могут понять, какой это колоссальный труд, какие усилия в эту работу нужно вложить, чтобы соответствовать высокому статусу руководителя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter