Какие экспортные перспективы у органического сельского хозяйства

Парниковые жуки и органически ориентированные фермы

Пока мы примериваемся к выращиванию чистых продуктов, европейцы заняли под них четверть сельхозугодий, а Индия вышла на первое место


А как дела у соседних России и Польши, что можно у них перенять и есть ли свободные ниши на рынке? Получить последнюю информацию удалось от экспертов. В частности, исполнительный директор Национального органического союза России Олег Мироненко прочит новому веянию развитие и в нашей стране. 

Интерес к теме явно есть. Примечательно, что организаторы даже отказывали некоторым желающим попасть на IV Международную конференцию по развитию органического сельского хозяйства в Горках на базе Белорусской госсельхозакадемии — приехало более 150 человек.




10-процентный мировой биорынок


Начальник главного управления агропромышленного комплекса Аппарата Совета Министров Татьяна Шедко напомнила, что в стране как перспективное это направление сельского хозяйства определено Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития до 2020 года. 

Кандидат сельхознаук подкрепила заявление цифрами: рынок органической продукции в мире составляет почти 10 процентов от общего объема сельхозпродукции. При этом постоянно растет, даже в кризис. В среднем оборот таких товаров составляет 85—90 миллиардов долларов США в год. По оценкам специалистов, к 2020-му он достигнет 200 миллиардов долларов. В Европе около 27 процентов сельхозугодий заняты под органические плоды и овощи, и пятая часть всех выращенных там «витаминов» — с приставкой «био». У нас же всего 11 органических производителей, 6 крупных экспортеров. 

— Преимущества органического сельского хозяйства для нас — это и наращивание экспортного потенциала: спрос на такие продукты постоянно превышает предложение в странах Европы и США, — сделала отдельный акцент Татьяна Шедко. — Это и новые возможности для развития частного предпринимательства в деревнях, рост уровня жизни сельчан. А вот нитратов в воде и загрязнения окружающей среды в целом — меньше.

Нужны и учебные программы для студентов и преподавателей, разработка национальной системы сертификации, учитывающей международные требования, и национальная система маркировки нашей органической продукции, и научные работы. Многое изменит новый закон. При этом производство и сертификация органической продукции будут исключительно добровольными, пообещала представитель Аппарата Совмина, а проект закона должен быть представлен Правительству в марте 2017 года. 

Свежий воздух и чистые окна


По данным организаторов конференции, в нашей республике уже 11 494 гектара сертифицированы для зеленого земледелия. Их проверяли 4 иностранные сертификационные компании — своих пока нет. А вот в соседней Польше под органическим сельским хозяйством занято 25 тысяч гектаров. Профессор Варминьско-Мазурского университета Йозеф Тыбурский не скрывал, что при этом сами предприятия очень разнятся по размерам: от 5 гектаров до 2,5 тысячи.

Поляки много экспериментировали в этой сфере. К примеру, профессор продемонстрировал описание опыта с курами-несушками. Выяснилось, что органические яйца получить недешево, в два раза дороже обычных: одной птице необходимо 4 квадратных метра птичника. Йозеф Тыбурский на фото показал и нюансы выращивания крупного рогатого скота и свиней на экологически ориентированных фермах. Коровы — на беспривязном содержании, обязательна глубокая подстилка из соломы и максимальное освещение с помощью ламп и прозрачных крыш. «Окна должны быть чистыми!» — подписал одну из фотографий на слайде эксперт. Летом буренки, дающие органическое молоко, отдыхают в тени деревьев. Свиньи также гуляют на свежем воздухе, регулируют их передвижения в основном с помощью электропастуха. 

— Свиньи меньше болеют, когда живут в свободных условиях, — убежден эксперт. — Прежде озеро рядом с пашней было очень грязным из-за удобрений, сейчас в нем спокойно можно купаться — прошло пять лет после перехода на органический вариант. 


У нас в качестве промежуточных культур в органическом земледелии часто используют люпин, поляки же применяют сою. Белорусские фермеры на русском и польском забросали профессора вопросами: какими препаратами обрабатывают вымя, что используют вместо химзащиты, не запрещают ли правила электропастуха? Оказалось, препараты соответствуют названию органических, в парниках применяют жуков, уничтожающих паразитов, а электрическая ограда на свежем воздухе разрешена.

Неузаконенная еда соседей


Не меньший интерес вызвало выступление исполнительного директора Национального органического союза России Олега Мироненко. У наших близких по менталитету соседей развитие этой отрасли началось примерно в 2000 году. За 15 лет в мире в пять раз выросли объемы производства органических продуктов. Основные покупатели живут в странах, где высок уровень дохода, однако европейцам и американцам развиваться некуда — пригодных чистых земель не хватает. В 2016 году основным поставщиком  биопродуктов, если не учитывать мясо, стала Индия.

Многие процессы, которые происходят сейчас в России, связаны с переоценкой отрасли органического сельского хозяйства, которая уже получила устное одобрение Владимира Путина. Сейчас у нашей восточной соседки сертифицировано 245 тысяч гектаров земли, это 17-е место в мире. В то же время в России похожие проблемы, сдерживающие рост и у нас, — нет законодательства и подзаконных актов на федеральном уровне, регулирующих эту сферу. 75 процентов от всех зеленых продуктов — овощи и фрукты, молоко и мясо. В год на российском рынке появляется 5—6 новых компаний, в основном инвесторы — частники. Причем они ориентируются прежде всего на внутреннего потребителя. Эксперты выяснили: покупатель придет к полке, если цена зеленого продукта будет на 45—50 процентов выше, чем у обычного. Целевая аудитория таких товаров — люди 25—40 лет с маленькими детьми. 

Олег Мироненко раскрыл и эффективную схему организации продаж. В России распространение такого специфического товара через интернет провалилось везде, кроме Санкт-Петербурга. Специализированные магазины оказались эффективными, если в одном городе открыто не менее 5—10 одинаковых точек. Самой действенной стала выкладка на отдельных зеленых полках супермаркетов. 

Эксперт упомянул и еще одну очень важную деталь. Для 10 процентов мировых туристов, а это 70 миллионов человек в год, один из критериев выбора страны для посещения — есть ли там возможность получить зеленую еду, к которой они привыкли. В каждой европейской столице открыто 25—50 точек с подобным питанием. В республике агротуризм активно развивается наряду с зеленым земледелием и привлекает тех же россиян. С вдвойне большим энтузиазмом они приедут к нам за отдыхом,  если вдобавок смогут пополнить зеленую корзину продуктами.

МНЕНИЯ

Главный агроном главного управления растениеводства Минсельхозпрода Михаил ОРЛОВ:

— Достигнуто у нас уже немало, но и работы предстоит очень много. Указом Президента утверждена Концепция проекта «Закона о производстве и обращении органической продукции», страна ждет его для того, чтобы дать возможность хозяйствам, которые им занимаются, развиваться плодотворно и активно. 

Дмитрий ПОДОЛЯКО, заместитель начальника управления аналитической работы, государственной политики и регулирования в области охраны окружающей среды Минприроды:

— Органическое сельское хозяйство — важный инструмент продвижения зеленой экономики. Оно дает возможности для развития регионов и к тому же прекрасная ниша для фермеров, поэтому в перспективе может стать одной из новых точек экономического роста для нашей республики.

yasko@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter