Парламентское Собрание — мощный двигатель интеграции

Такое мнение накануне юбилейной, тридцатой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России высказал в интервью корреспонденту “Союзного вече” член Комиссии ПС по экономической политике Анатолий Малофеев

— Анатолий Александрович, на что бы вы могли обратить особое внимание как политик, экономист, парламентарий с огромным опытом работы, анализируя десятилетний период строительства Союзного государства?
— На то, что именно с ним во многом связан современный этап развития Беларуси, ее становление как суверенного государства, которое проводит свою национальную политику и соответствующим образом развивает экономику, используя при этом все накопленное в предыдущие годы и, естественно, новые подходы, высокие технологии и научные достижения. Без этого сегодня невозможен выход нашей продукции на зарубежные рынки. А мы — экспортно ориентированное государство. Это краеугольный камень нашей экономики, и мы не можем хозяйствовать по-другому. Поэтому содружество с Россией, расширение связей с другими странами мира, где нашу продукцию берут, где у нас складываются надежные торгово-экономические и политические отношения, первостепенная задача. Именно с экономикой России очень тесно связана белорусская экономика. Если взять товарооборот, то практически половина его у Беларуси приходится на Россию. Причем мы покупаем газ, нефть, металл, электроэнергию, без чего невозможно было бы производство нашей продукции. Надо прямо сказать: белорусская промышленность имеет очень высокую степень кооперации с российской. Это выгодно и России, и нам. Потому что в наших тракторах, большегрузных автомобилях, тяжелой карьерной, дорожностроительной технике используется большое число комплектующих, произведенных на предприятиях Российской Федерации. Такое экономическое общение углубляет интеграцию, открывает новое дыхание в союзном строительстве. И важно по достоинству оценивать этот факт.
Россия для нас особый и, я подчеркиваю, очень важный фактор. Причем не только в области экономики, но и в политической сфере, в совместной международной деятельности, в области культуры, науки, образования, обороны и безопасности, да и по всему спектру интересов, которыми живут наши страны и народы.
Надо сказать, наши чувства к россиянам мало в чем изменились. Даже  в самый острый период отчуждения после развала СССР наши люди всегда по-доброму относились к россиянам. Они и сегодня от всей души помогают тем из них, кто выбрал нашу страну для постоянного места жительства. И это прекрасно. Мы этим сегодня вправе гордиться. Потому что рядом с нами, в странах Балтии, например, ситуация совершенно другая.
В Беларуси, к счастью, ничего подобного не случилось,  да и случиться не могло. Достижения в нашей совместной деятельности есть, они работают и на россиян, и на белорусов. Хотя существует мнение, что  процесс этот идет слишком долго, а результатов недостаточно. Какая-то доля истины в этом есть, но такие оценки больше идут от эмоций, оттого, что надежды и ожидания людей в полном объеме не оправдались. Но по большому счету результаты интеграции налицо. Поэтому я считаю, что взятый 10 лет назад курс на единение России и Беларуси был правильным. Жизнь это подтвердила.
— Но проблема все же существует...
— Есть, конечно, в наших взаимоотношениях достаточно острые проблемы. Но это понятно. Нам никто не создал ту столбовую дорогу, по которой можно было бы беспрепятственно бежать. Мы — две суверенные страны, которые часть своих интересов реализуют в рамках Союзного государства. А это не всегда просто. И там, где возникают заторы, находятся и пути решения проблем. Так было, скажем, по тому же вопросу поставки газа в Беларусь: сели за стол переговоров и вопрос решили. Но, очевидно, не до конца. Ценовые проблемы газа пока остаются. А ведь это не просто вопрос денежный, это вопрос создания равных условий для всех субъектов хозяйствования в Союзном государстве. Белорусские производители должны иметь равные условия с российскими, в том числе при закупке сырья и материалов. Беларусь не претендует на газ по низкой цене, а выступает за равные условия хозяйствования. Если мы не найдем приемлемого решения в этом экономическом аспекте, то незамедлительно последует реакция и в других сферах. Допустить этого никак нельзя.
— Очевидно, не последнюю роль в решении подобных проблем играли и играют союзные парламентарии?
— Совершенно справедливо. Парламентское Собрание — это, я бы сказал, мощный двигатель интеграции. Я с полным основанием могу это утверждать, поскольку стоял у истоков союзного парламентаризма, четыре года был первым заместителем Председателя Парламентского Собрания, затем следующие четыре — заместителем Председателя и практически все годы моей работы в Национальном собрании Беларуси занимался вопросами развития российско-белорусских отношений. В них мне все доподлинно известно, поэтому я утверждаю, что Беларусь и сегодня остается для России самым надежным партнером. Абсолютное большинство россиян это понимает.
— А существуют ли разногласия среди ваших коллег, союзных парламентариев?
— Парламентское Собрание за десять лет прошло нелегкий путь. Я  помню, как летом 1996 года в Смоленске  проходила первая сессия. Она была достаточно сложной, потому что и с белорусской стороны были депутаты, которые не поддерживали курс на сближение с Россией. В том числе небезызвестный Семен Шарецкий. Но здравый смысл победил. Именно тогда Парламентское Собрание приобрело свое политическое лицо, заняло в союзном строительстве весомые позиции. Между многими парламентариями к тому же сложились очень тесные дружеские отношения.
Сейчас наступает новый этап в деятельности Парламентского Собрания. Многое в дальнейшем развитии интеграции связывается с тем, будет ли избран союзный парламент. Пока действует Парламентское Собрание, но оно, с моей точки зрения, работает в формате политического партнерства, полноценных правовых основ у него нет. Влиять на ход союзного строительства оно, конечно, может, но этого недостаточно. Союзные парламентарии должны получить право принимать законы, обязательные для исполнения на всей территории Союзного государства. Закон — это уже не договоренность лидеров двух государств, хотя надо признать, что без таких договоренностей вообще бы ничего не было. Союзный парламент как полноценный законодательный орган во многом ускорил бы процесс интеграции.
В союзном строительстве и другие трудности мы пока не преодолели. Взять тот же Конституционный акт, который давненько “смонтирован” совместной белорусско-российской комиссией, но до сих пор не принят. Некоторые наши оппозиционные политики считают, что принятие Конституционного акта — шаг к потере государственного суверенитета. Это абсолютно не так. Вся внутренняя и внешняя политика Беларуси направлена на укрепление суверенитета государства, и никто на ее ущемление не пойдет, в первую очередь Президент страны. Это сильно раздражает Запад. Многие европейские, но в первую очередь американские политики категорически не допускают и мысли о  сближении России и Беларуси. Но если бы они шире взглянули на ситуацию, отказались бы от своих амбициозных позиций, то пришли бы к выводу, что нецелесообразно противодействовать здоровому процессу единения. Мы же не поднимаем волну возмущения по поводу расширения Евросоюза, присоединения к нему новых стран Восточной Европы, по существу примыкающих к общей границе Союзного государства, а ратуем за добрососедство и многостороннее сотрудничество. Думаю, добрососедские, нормальные партнерские отношения с нами были бы выгодны и самому Западу.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter