Как изменения в закон «Об охране труда» помогут улучшить состояние дел в этой сфере?

Парламент возьмется за безопасность труда

«Помни, что Бог создал человека без запасных частей». Это изречение принадлежит самому известному автомобилестроителю Генри Форду. Оно часто украшало ворота его заводов. Каждого рабочего таким способом предупреждали о последствиях нарушений правил охраны труда. Как сказали бы сейчас, профилактика.


Именно на нее сделан акцент при разработке новой редакции Закона «Об охране труда», проект которого намечено рассмотреть на весенней сессии Палаты представителей.

Ожидается, что проверок в этой сфере станет меньше, предприятия сами должны будут больше работать над организацией безопасных условий, создавать системы управления охраной труда. Словом, формируются алгоритмы действий, которые позволят избежать нежелательных последствий.

Например, планируется закрепить термин «наряд-допуск на производство работ с повышенной опасностью». Там будут заранее прописаны все действия и, главное, определены ответственные за подготовку и безопасность. Почему это так актуально?

Обратимся к родному АПК. За 2017-й в сельхозорганизациях на производстве погибли 29 человек, травмированы  — 126. В прошлом году смертельных случаев было на 2 меньше, зато с тяжелым исходом  — на 11 больше. Словом, об улучшении ситуации пока говорить не приходится. В том числе и потому что при проведении опасных работ некоторые работники, извините за выражение, наплевательски относятся к своей жизни и здоровью, а их действия не контролируются специалистами.

Во многих сельхозорганизациях успешно применяются достаточно разнообразные современные формы и методы проведения инструктажа по охране труда, включающие наглядные материалы, фильмы, слайды, интернет-ресурсы и многое другое. Однако на практике приходится иногда сталкиваться и с ситуацией, когда работникам предлагается «просто расписаться» в документах по прохождению инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, хотя на самом деле их ничему не учили. Не из-за этого ли происходят типичные трагедии?

Все они звучат примерно одинаково. Механизатор, работая на зерноуборочном или кормоуборочном комбайне, остановил агрегат, но не заглушил двигатель и стал очищать забившуюся жатку. Вращающийся механизм захватил руку, и кисти как не было. Перефразируем Форда: в отличие от комбайна для человека запчастей не выпускают.

Не за горами весенние полевые работы. Вспоминается случай. Работник хозяйства при посадке картофеля на ходу попытался очистить работающий механизм от растительности. Снова травма руки. Провели расследование. Оказалось: потерпевший допущен главным агрономом к работе без стажировки, инструктажа и проверки знаний по охране труда. Заведующий ремонтными мастерскими позволил выехать в поле картофелесажалке без защитного ограждения вала.

Дополнений в законопроект об охране труда много. В числе новаций  — возможность досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве; закрепление нормы, по которой наниматель несет расходы по проведению медосмотров не только сотрудников, но также тех, кого он принимает на работу; охрана труда работающих на дому.

Все это, несомненно, важное и нужное. Но считаю: для того чтобы меньше было поминальных столов и бывших работников без рук или ног, понятия «профилактика», «система управления охраной труда» не должны становиться абстракцией. Их надо наполнять реальным содержанием. И в обновленном законе, и в нормативных документах, принимаемых для его воплощения в жизнь. Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter