О повышении популярности общественного транспорта

Парковочный тормоз

Нашему общественному транспорту для повышения его привлекательности в глазах населения требуется ребрендинг — к этому склоняются сторонники сбалансированного развития населенных пунктов и эксперты в сфере пассажирских перевозок. Это нужно и для разгрузки городов. Однако с подобной постановкой вопроса пока категорически не согласны автомобилисты, считающие, как и четверть века назад, что личный «железный конь» — это быстро, удобно и статусно. Устранение неприятия общественного транспорта со стороны существенной части жителей страны — задача, решить которую одними запретительными и ограничительными в отношении владельцев авто мерами сегодня невозможно. Что же предлагают специалисты?


Один из последних трендов развития мировой системы пассажирских перевозок — повышение престижа общедоступных средств передвижения, коими являются автобусы, троллейбусы, трамваи и электрички местного сообщения. Об этом говорят в Международном союзе общественного транспорта, с этим согласны и в Белорусском союзе транспортников. Заместитель председателя правления этой общественной организации Валентина Леончик считает: сегодня людям нужно дать понять, что данная отрасль — отнюдь не удел лузеров, что она играет важную роль в решении вопросов экономических и экологических, а также территориальной разобщенности. И еще помогает свести к минимуму социальное неравенство: ведь не секрет, что около четверти населения за руль личного автомобиля по разным причинам никогда не сядет.

В Евросоюзе для популяризации пассажирского транспорта принят стандарт качества пассажирских перевозок. Среди контролируемых индикаторов — скорость и регулярность сообщения, безопасность, комфорт, экология и инклюзивность. Кроме того, широко используются информационные технологии для контроля движения, информирования пассажиров, оплаты проезда, регулирования пассажиропотоков, приоритетного пропуска на светофорах. Беларусь пока отстает от общеевропейских стандартов, в результате за последние 25 лет общий объем пассажирских перевозок и в целом пассажирооборот снизился соответственно в 1,8 и 1,9 раза. Догонять ЕС сегодня непросто ввиду ограниченности финансирования. По словам заместителя начальника отдела организации перевозок ГУ «Столичный транспорт и связь» Кирилла Синютича, средний возраст троллейбусов и автобусов в Минске — 7 лет. Неплохо по сравнению с прошлым десятилетием, но далеко от идеала. Скорость движения наземного общественного транспорта в столице также оставляет желать лучшего: у автобусов и троллейбусов — 15 — 18 км/ч (для сравнения: у автомобилей — 30 км/ч). Предполагается, что она увеличится до 25 км/ч за счет новых средств организации движения, однако работа идет со скрипом. В результате пассажиры зачастую предпочитают маршрутки...

Тут надо решить еще одну важную задачу — обеспечить в пределах страны доступную возможность выбора маршрута, оптимального по стоимости поездок, с использованием «единого проездного документа» вне зависимости от региона приобретения. Появится интегрированный информационный центр по продаже билетов только после упрощения системы взаиморасчетов между участниками перевозок и, по мнению экспертов, послужит дополнительным аргументом в пользу общественного транспорта. Попутно предстоит развивать интернет–приложения по планированию поездок — пока они у различных перевозчиков свои, и состыковывать, к примеру, пересадку с автобуса на поезд пассажиру приходится самостоятельно и «вручную».

К слову, мобильное планирование городских поездок уже возможно благодаря локальным проектам, реализованным, к примеру, в Минске и Вилейке. С прошлого августа такую опцию при помощи бесплатного приложения Moovit получили жители Полоцка и Новополоцка. Теперь они могут отслеживать расписание автобусов и планировать поездки между двумя городами. Moovit не только показывает время прибытия транспорта, но и все близлежащие остановки, а также присылает в режиме онлайн оповещения о ДТП на дороге. Данное приложение было выбрано из–за простоты внесения информации и популярности в мире: оно охватывает более 1.200 городов и имеет 50 миллионов пользователей. Распространение подобной практики на основе единого стандарта предоставления информации на всю страну тоже, как считают эксперты, прибавит очков общественному транспорту.

Но в целом повысить его эффективность невозможно без создания условий для добросовестной конкуренции и поддержания уровня и качества перевозок хотя бы на существующем уровне — без ухудшения качества услуг и их доступности. Иначе любые меры в отношении частного транспорта — открытие платных парковок, ограничение движения машин по центральным кварталам городов, строительство перехватывающих стоянок и прочее — вряд ли найдут отклик у автовладельцев.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter