Паркоместо пусто не бывает

Столичные дворы стонут от засилья машин. Кто виноват и как «разрулить» ситуацию?

Столичные дворы стонут от засилья машин. Оперативные службы констатируют: если оставить все как есть, уже через два-три года дворовые территории станут неприступными. Кто виноват и как «разрулить» ситуацию? Репортеры «Р» отразили два взгляда на эту проблему.

-----------------------------------

Мой двор – моя крепость?

30 лет назад  проектировщики столицы и не думали о вторжении западного автопрома…

Владелец серебристой «хонды» Александр приезжает на работу к половине восьмого утра. Так рано – это неспроста. Через полчаса в тесном дворике домов № 76 и № 78 по улице Мясникова в Минске («Дом фото») начинается битва за сантиметры парковочной площади. Машины захватывают тротуары, зеленую зону, лезут на детскую площадку. В разгаре утренний час пик дворового масштаба. 

Шутка ли, к обеду этого понедельника здесь одновременно находилось… 57 автомобилей! По градостроительным нормам на одну квартиру должно быть одно машиноместо (имеются в виду места в гаражах и на специальных стоянках) и 25 процентов так называемых гостевых стоянок прямо во дворах. В двух домах по ул. Мясникова — 93 квартиры. Делим на 25 процентов. Получается, по проектным нормам — 23 дворовых машиноместа. В реальности — перебор почти в два с половиной раза. В основном за счет «чужаков», которые приезжают сюда на работу (здесь я насчитал с десяток фирм и организаций). 

— Я бы переставил машину на стоянку неподалеку, — говорит водитель «хонды» Александр, — но она почти всегда занята. Все-таки рядом Немига. Центр города. Другой вариант – подземный паркинг на площади Независимости. Но 2050 рублей за час – для меня это роскошь… 

Вечером, в час пик перегружены дворы спальных районов. Я специально побывал в разных жилых массивах столицы. Зеленый Луг, Малиновка, Сухарево, Уручье — везде дефицит парковки у подъезда. За дворовые пробки водителей ругают пешеходы, коммунальщики, экстренные службы, их часто штрафует ГАИ. Но всегда ли виноваты автомобилисты? 

В УП «Минскградо» мне рассказали, что когда проектировщики в 1975 году разрабатывали генеральный план развития Минска на 25 лет вперед, они предполагали, что к 2000 году в столице будет 150 автомобилей на 1000 человек. Исходя из этого, строились не только дороги, транспортные развязки, но и парковочные места во дворах. Возможно, расчеты подтвердились бы, будь закрыта на наш рынок дорога западному автопрому. Но цифры упрямы: сегодня на 1000 минчан уже более 230 машин. Столичный автопарк прибавляет гигантскими темпами. Только за прошлый год плюс 35 тысяч транспортных средств. Так почему водители должны отвечать за недальновидность проектировщиков? 

К 2030 году в Минске будет уже 350 авто на 1000 человек. С учетом этого минские архитекторы проектируют новые микрорайоны. К примеру, на окраине будущего жилого района Дружба на юго-западе столицы построят шесть паркингов. Каждый на 800 машиномест. Всего здесь планируется соорудить около 8000 охраняемых машиномест (в среднем по одному на каждую семью). 

Но как переделать центр города? В УП «Гаражи, автостоянки и парковки» не скрывают, что рост числа личных автомобилей значительно опережает появление новых мест хранения транспорта. По словам главного инженера предприятия Петра Прудникова, сегодня в Минске для решения проблемы стоянки надо организовать порядка 130—150 тысяч парковочных машиномест. При этом будущее — за многоуровневыми стоянками. Но одна из главных задач — повысить их инвестиционную привлекательность. Пока срок окупаемости очень длинный. В подземном паркинге на площади Независимости, например, стоимость содержания одного машиноместа в месяц доходит до 150 долларов. Далеко не каждый инвестор согласится вкладывать средства в такие проекты… 

— Паркинги – это спасение для центра города, — считает Анатолий Шевченко, председатель Белорусской автомобильной федерации. – Но в Минске их крайне мало. Да и простых стоянок недостаточно. По этой причине и я вынужден ставить на «ночлег» автомобиль во дворе. Мне, как и всем другим водителям, важно выйти из подъезда и сразу сесть за руль. Считаю, проблему также может временно решить расширение парковочных площадок во дворах. 

— В прошлом году в Минске благоустроено 305 дворов. За счет зеленой зоны и детских площадок появилось более 900 новых мест парковки. План на 2007 год – более 1000 дополнительных машиномест, — рассказала Маргарита Язинская, начальник отдела благоустройства, санитарного состояния и работы с населением по месту жительства управления жилищного хозяйства Мингорисполкома. 

Кстати, разработан проект мероприятий по разгрузке дворов от автотранспорта. Сейчас документ на утверждении в Мингорисполкоме. В частности, рекомендуется строить дополнительные гостевые парковки вне дворовых территорий для домов, где арендуют помещения фирмы и организации. Вполне логично и предложение реконструировать под автостоянки пустующие территории и заброшенные промышленные зоны. В новых микрорайонах предлагается сажать деревья и кусты в 7—8 метрах от проезжей части – для дальнейшего оборудования парковок в этих местах. И все это правильно. Сначала для водителей надо создать цивилизованные условия стоянки, а уже потом требовать с них штрафы, ругать и гнать со двора… 

Николай ГРАДЮШКО, «Р»

На снимке: тот самый тесный дворик на улице Мясникова в Минске.

-------------------------------

И в тесноте, и в обиде

Только   в   2006   году из-за   неправильной   парковки   в   столичных   дворах   произошло   более   6   тысяч   ДТП

19.00. Пятница. Вместе со спасателями пожарной аварийно-спасательной части № 18 Фрунзенского РОЧС сажусь в салон штатной автоцистерны. Через секунду габаритная машина с двумя тоннами воды на борту выезжает на улицы вечернего города. 

В каждом дворе – одна и та же песня: автомобили – в два ряда. Но места все равно не хватает – теснятся на зеленой зоне, детских площадках и даже возле мусорных контейнеров. Лобанка, 30. Едем по одному-два метра в секунду: чтобы, не дай Бог, не снять у кого-нибудь боковики. Водитель Виталий Васильев демонстрирует филигранную технику вождения, но… Белый микроавтобус «форд» заставляет стрелку нашего спидометра замереть на нуле. Ни вперед, ни назад. Шаранговича, 48. Мы даже не пытались протиснуться в арку девятиэтажки: шеренга припаркованных там машин держала оборону насмерть. Одинцова, 18 (1), 31, 69 — проезжаем несколько подъездов – и задний ход! Горецкого, 27 и 69: выход только один – идти на таран…  

— По закону мы не имеем права даже оттащить машину в сторону. В лучшем случае – объехать вокруг дома либо по зеленой зоне. В худшем – несколько сот метров тянуть рукавную линию до места пожара. Так уже было в прошлом году в девятиэтажке по Одинцова, подъезд к которой отнял у нас около 7 минут. Пока добрались до квартиры на четвертом этаже и потушили возгорание, пенсионерка задохнулась в дыму, — вспоминает Максим Гончаров, начальник караула ПАСЧ-18. – В одном из соседних дворов в ноябре загорелись «жигули». Прибывшая на место автоцистерна смогла доехать только до второго подъезда. Потом вынуждена была дать задний ход и двинуться в объезд. Спасателям ничего не оставалось, как вооружиться установками импульсного пожаротушения и бежать к 14-му подъезду, возле которого горел автомобиль. Пламя погасили, а вот цистерна подъехать так и не смогла: арку надежно стерегли два «железных коня». Водители? С них спрос как с гуся вода: не знали, мол. Все так паркуют. 

Это коллективно-безликое «все» который год не дает нормально работать и столичной «скорой». 144 суточные бригады по нескольку раз на день вынуждены оставлять на въезде во двор автомобили и пешком идти к нужному подъезду. А нередко и нести больного на носилках назад! Ждать милости от автовладельцев не приходится: минуты здесь, как правило, слишком дороги… 

— Куйбышева, 69, Куйбышева, 75, Богдановича, 108, весь проспект Машерова, 2-й переулок Багратиона, 19, Орловская, Карастояновой, бульвар Шевченко… список проблемных дворов могу продолжать до бесконечности. Всюду одно и то же: бездумная парковка, бетонные клумбы или шлагбаумы с радиозамками. Мало того, что по городу с 16 до 19 часов не проехать, так еще и во дворах – настоящая полоса препятствий, — не скрывает возмущения Александр Гололобов, заведующий подстанцией № 9 столичной станции скорой помощи. – Когда вызов срочный, выяснять отношения попросту нет времени. Но если водители зарываются, начинают спорить и хамить, вызываем ГАИ. Это наш последний козырь. 

Как выяснилось, бита в этом давнем противостоянии и карта мусороуборочных машин УП «Спецкоммунавтотранс». Нередко в течение целых суток они не могут въехать внутрь дворовой территории и забрать контейнеры либо и вовсе надолго оказываются взаперти в глухих дворах. В любом случае срываются графики. Представьте: каждый день центральная диспетчерская служба ЖРЭО и ГАИ принимает от 5 до 50 тревожных звонков.  

— Есть и еще одна мало кому известная проблема. Частенько машины паркуют в непосредственной близости от контейнеров. Права на это они не имеют, но чуть какая царапина – и ущерб из своего кармана возмещает наш водитель, — сетует Татьяна Артеменок, начальник диспетчерской службы УП «Спецкоммунавтотранс». – Поэтому мы настаиваем на том, чтобы все столичные дворы были сквозными. Чтобы исчезли тупики и все контейнерные площадки перенесли поближе ко въезду во двор.      

Очевидно, что проблема день ото дня вызревает и наливается соком. И решить ее не смогут даже штрафы, предусмотренные за неправильную парковку Кодексом об административных правонарушениях. Минимум – 9300 рублей, максимум – 62 000. Но даже если инспектор и оштрафует раз-другой, все равно выйдет дешевле, чем платить за место на платной стоянке. Итог: 100—110 звонков диспетчеру ГАИ с просьбой прислать эвакуатор. И так каждый вечер. 

— Эвакуатор в данном случае – мера крайняя. И мы пытаемся от нее уйти: устраивать «зачистки» дворов не дело Госавтоинспекции. Мы занимаемся серьезными авариями, брать же на буксир каждое неправильно припаркованное авто – миссия специальной службы, разговоры о создании которой ведутся не первый месяц, — рассуждает Василий Бульбенков, начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома. – Чтобы машины во дворе не ставили, нужно создать условия. Вскоре в столице начнется комплексная проверка с участием инспекторов ГАИ и специалистов УП «Гаражи, автостоянки и парковки». Не исключено, что по ее итогам в Минске будет введен особый сбор на машину, если она стоит во дворе, а не на расположенной неподалеку стоянке.                                                           

– На очереди – реализация другого масштабного для Минска проекта, — продолжает Василий Бульбенков. — Планируется на въезде в город открыть 10—15 охраняемых стоянок на 300—400 мест. Здесь же будут расположены СТО, мойка и разворотное кольцо маршрутных такси. Расчет такой: приехал ты из другой области или района, город знаешь плохо. Поставил машину, прыгнул в маршрутку – и голова не болит. На дорогах меньше машин. Во дворах и в центре города – больше парковочных мест. Хорошо всем. 

Василий МАТВЕЕВ, «Р»

-----------------------------------

Блиц-опрос в тему

«Где вы ставите на ночь свою машину? Случались ли инциденты во время въезда-выезда из двора и как, на ваш взгляд, решить проблему внутридворовой парковки?» — такие вопросы «Р» задала своим собеседникам. 

Саша ВАРЛАМОВ, автор проекта «Мельница моды», художественный руководитель Центра современного стиля и моды Белгосуниверситета:

— Я не ставлю автомобиль возле подъезда по двум причинам. Первое.  Знаю, что утром приедет мусороуборочная машина и у нее возникнут проблемы из-за моей машины. И второе. Ненавижу ситуацию, когда ты выезжаешь из двора, уже проехал половину пути – а тут тебе навстречу еще кто-нибудь. Оба стоим, оба не можем разминуться из-за тесноты и оба смотрим друг на друга: кто же уступит? Считаю, если человек нашел деньги на покупку машины, он вполне может оплатить услуги платной стоянки. В чем выход? В массовом строительстве многоуровневых паркингов, доступных по цене среднему классу. А то и вообще бесплатных парковок, где можно было бы на ночь оставить свой автомобиль. Нельзя брать деньги за воздух. 

Валентин ДЕНИСЕВИЧ, заместитель генерального директора Ассоциации международных автоперевозчиков:

 Свою машину начал ставить на платную стоянку после того, как несколько раз свернули стекло, поцарапали борт и помяли крыло. Хоть ездить теперь утром приходится за
4 остановки, все равно так надежнее. Дальнейшая автомобилизация неизбежна, поэтому уже сегодня городским властям нужно определиться: дворы – для детей, зелени и игровых площадок. Специальные парковки в каждом жилом квартале – для «железа». Платные или бесплатные, это уже вопрос полемический. Главное, чтобы утром ты смог найти свою машину в целости и сохранности.

Анатолий ПАВЛОВИЧ, председатель Комиссии по промышленности, теплоэнергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

— Мы медленно и верно приближаемся к Москве с ее нерешенными проблемами дворовых территорий и пробками в часы пик. В наши дворы уже не въехать ни простым водителям, ни оперативным службам. Представьте, что будет через пять лет! Главная проблема, которая сегодня есть в столице, — сохранность транспортных средств и цена парковки. Понятно, что владельцы волнуются за свои машины и ставят их поближе. Чаще всего – под окна. На платную же парковку не спешат ставить по двум причинам: во-первых, нередко это далеко. Во-вторых – дорого. Скажу честно, лично меня не очень устраивает месячная стоимость парковочного места в 40,5 тысячи рублей. Несколько лет назад в Мингорисполком вносилось предложение о создании автостоянок, рассчитанных на жильцов конкретных домов. У каждого есть личный номерок – ничего платить не нужно. Приехал из другого города – что ж, придется заплатить за охрану. Почему бы не ввести подобную практику? Разумеется, такому мегаполису, как Минск, не обойтись без подземных гаражей, столь распространенных сегодня в Европе. На мой взгляд, имело бы смысл увеличить и число бесплатных парковок вне дворов, а также снизить цены за место на охраняемых стоянках.    

Отдел новостей «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter