Парки виданных аттракционов

Карусели — по-прежнему одно из любимых развлечений. Но многие из них уже физически изношены... После того как все парки страны открыли сезон, посетители смогли прогуляться по ним и убедиться: абсолютное большинство парков расконсервировали, навели марафет, а на аттракционных площадках работают все те же, что и десять, а то и двадцать лет назад, "ромашки", "орбиты" и "колокольчики". Неудивительно, что у многих из нас возникает вопрос: можно ли быть уверенным, что все эти аттракционы, которыми мы пользуемся со своими детьми, зная, что развлекательные машины "откатали, открутили и отвертели" не один нормативный срок,безопасны для отдыха? Как долго мы будем мечтать о Диснейленде и, садясь на карусели в своих парках,отгонять мысли о возможных неприятностях, разбиразбирался кор респондент “НГ".

Ничейные?
Начнем с хорошего. Все аттракционы, с которыми парки открыли сезон, должны были пройти аттестацию по новым и довольно строгим правилам, разработанным Министерством культуры. Более того, каждый день каждая карусель страны должна проверяться дежурными по аттракциону.
Соблюдение обещанной безопасности, конечно, радует. Но при ближайшем рассмотрении проблема надежной работы развлекательных аттракционов оказывается совсем не детской. Дело в том, что взрослые, как оказалось, не очень-то хотят ее разрешать. Вернее, делают это по мере необходимости. Например, в парках за состояние аттракционов отвечают директор и инженер по технике безопасности. Однако для наблюдения за парком каруселей необходимы узкие и специальные знания и навыки. Поэтому руководство парка обоснованно обращается к третьим инженерным организациям.
— Проблема в том, что нет единых критериев оценки, — считает Станислав Нехведович, руководитель группы технического диагностирования “Белпромналадки”, одной из тех организаций, которые занимаются диагностикой аттракционов. — Хотя для каждого аттракциона должна быть разработана методика, в Беларуси нет даже головной организации, которая занималась бы проверкой.
Большинство специалистов потенциальной головной организацией называют Проматомнадзор Министерства по чрезвычайным ситуациям. В частности, управление по надзору за подъемными сооружениями, которое отвечает, например, за строительные краны. Однако в самом управлении таким идеям совсем не рады:
— Какое отношение аттракционы имеют к атомной энергетике или промышленности? Мало что они похожи на подъемные механизмы... К тому же у нас нет специалистов. Мы считаем, что этим должно заниматься Министерство труда и социальной защиты.
Но ведь вместо Минтруда с таким же успехом можно назвать отвечающими за аттракционы Министерство культуры или, к примеру, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, ведь именно к ЖКХ относится Минскзеленстрой — собственник главных парков столицы... А кто тогда будет контролировать аттракционы индивидуальных предпринимателей, стоящие в этих парках?
Производители аттракционов тоже не берут на себя ответственность. Они дают гарантию на изделие, не более того, а что касается дальнейших проверок технического состояния аттракционов в процессе эксплуатации, то бесплатно их проводить никто не хочет. Вряд ли кто захочет безвозмездно делать для всех и инструкцию по техническому диагностированию.
А раз нет документа (этой самой инструкции), то и проверять то же “Колесо обозрения” в каждом белорусском городе будут по разным критериям. А общей и главной ответственности за то, от чего зависят здоровье и даже жизни людей, получается, никто не несет. При огромном количестве в нашей стране нормативных и регулирующих документов такие вещи смотрятся парадоксальным пробелом.
Частные перспективы на государственной земле
— Наш метод работы по нормативам подъемных механизмов себя оправдывает, — рассказывает Станислав Нехведович. — Немало аттракционов уже забраковали, причем не только в Минске: где-то по коррозии, где-то по усталости металла. Поэтому, кстати, и сняли “Сюрприз” в минском парке Горького. Он просто состарился. В то же время, если можно опасный изъян устранить, мы просто даем рекомендации и следим за их исполнением. Взять тот же “Супер-8” в столичном парке Челюскинцев. В прошлом году мы сделали огромное количество замечаний к нему — в этом все исправлено.
Хотя самому “Супер-8” от этого пока ни холодно ни жарко: знаменитая и самая прибыльная, по словам Николая Ничика, директора Белаттракциона (организации, которая владеет “Супер-8”), карусель страны стоит в состоянии покоя. Администрация парка Челюскинцев давно высказывала недовольство аттракционом, особенно его шумовыми характеристиками и, несмотря на состоявшуюся проверку и готовность аттракциона к эксплуатации, не продлила “Супер-8” право аренды земли.
Кстати, парки, похоже, не очень-то заинтересованы в новых частных аттракционах. Ребенка же не обманешь — он всегда выберет скорее новый, яркий и захватывающий аттракцион, поставленный частником, чем старый и проверенный опытом, принадлежащий парку. Хозяева земли (парки) имеют свои интересы (получать прибыль от каруселей самим, а не делить ее с частником). Поэтому и договоры аренды заключаются, как правило, на один сезон. Какой частник потратит сотни тысяч евро (именно столько стоит среднего уровня аттракцион), не будучи уверенным, что площадка останется за ним и на следующий сезон? Может, поэтому и представлены частники больше всего в сегменте небольших аттракционов, тиров, электромашин и палаток с попкорном и мороженым?
Выход — карусель в подарок?
В таких условиях задача по обеспечению парка аттракционами остается лежать на плечах администраций парков и курирующих их отделов исполнительной власти. А если принять во внимание, что абсолютное большинство самих парков не в состоянии обеспечить себя новыми каруселями, дорогостоящие покупки пытаются совершить за счет местных бюджетов. В этом году повезло, например, парку Пинска — он отмечает  150-летие и “в подарок” получит около 1 млрд. рублей на покупку семи новых аттракционов. Таким же образом в Речице обновят парк к “Дожинкам”, а в Шклове — ко Дню письменности. Остальным же (за исключением, пожалуй, крупных парков в Минске, Гомеле, Бресте) приходится подваривать и подкрашивать старые карусели в ожидании юбилея или праздника областного или республиканского масштаба.
Сделано в Беларуси
В нашей стране, кстати, производят свои аттракционы. Причем нормального качества и недорого. Главный недостаток их в том, что сами модели старые, причем много лет назад многие были скопированы с иностранных. Например, популярный и только в Минске производящийся “Вальс” был “подсмотрен” у немцев.
— Новые модели аттракционов — дорогое удовольствие, для которого необходим целый конструкторский отдел, — говорит директор комплекса “Центр-82” НПО “Центр” Сергей Рыльков. — Правда, сейчас даже у итальянцев, одних из мировых лидеров по производству каруселей, дела идут не так, как десять лет назад. Возможно, парки приносят меньше прибыли, потому что у детей появились компьютеры.
Какой доход от парков, сказать, конечно, сложно. Одно точно известно: редкий парк развлечений обходится без дотаций из бюджета. Круг получается примерно таким: нет интересных аттракционов — нет спроса — нет денег — и снова нет аттракционов. Директор пинского парка Владимир Симоненко сейчас смотрит в будущее с оптимизмом: возможно, новые аттракционы, купленные к юбилею города, привлекут людей и принесут прибыль.
От рассвета до заката
Но есть и еще один фактор: большинство парков в большинство дней работают до 21 часа. Является ли это серьезным ограничением прибыли (ведь молодежь и даже многие взрослые пошли бы в парк с удовольствием и попозже)? Возможно. Но многие парки вынуждены работать только до заката солнца, потому что и аттракционам, и самому парку не хватает освещения. В то же время известно, что очень не радует перспектива работы парков допоздна органы внутренних дел, которым, можно с уверенностью сказать, прибавится работы.  С этого года, например, государственные парки в Минске перешли на работу до 22.00. По итогам сезона можно будет сделать выводы.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter