Парк высоких достижений

Солигорский автобусный парк № 1 — единственный в республике парк, который работает круглосуточно, причем в горячем режиме. Это связано с тем, что на солигорских рудниках ни днем, ни ночью не замирает жизнь и нужно доставлять шахтеров на смену, не нарушать график их работы. Собеседник «Народной газеты» — директор Солигорского автобусного парка № 1 Виктор АЛЕШКО.
Знакомьтесь: директор Солигорского автобусного парка № 1 Виктор Сергеевич АЛЕШКО.

Для Виктора Сергеевича нынешний год юбилейный вдвойне: в ноябре ему «стукнет» 55 лет, а в марте исполнилось десять дет, как он возглавил автобусный парк № 1.
Родина В.Алешко — деревня Чепели Солигорского района.
После окончания Чепелевской СШ он поступил в Белорусский институт механизации сельского хозяйства. Получив диплом, Виктор Алешко пошел служить в армию.
Трудовую деятельность начал в 1976 году мастером по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей Солигорского АТП. Работал старшим механиком, начальником ремонтной мастерской.
В 1997 году В.Алешко назначен главным инженером Солигорского автокомбината № 3.
За десять лет, которые Виктор Сергеевич директорствует, автобусный парк № 1 вышел на стабильную работу, обеспечил высокое обслуживание пассажиров и, как результат, получил признание в отрасли и стране. Награжден знаком «Почетный дорожник».
В семье В.Алешко — двое детей. Старший сын Виталий работает электриком, младший Сергей окончил БНТУ, горный мастер.
Хобби Виктора Сергеевича — охота, сбор грибов.

Свою миссию коллектив АТП № 1 успешно выполняет, и поэтому нет нареканий в адрес парка со стороны работников «Беларуськалия». Впрочем, и пассажиры не жалуются на работу водителей.
Сегодня автобусный парк № 1 обслуживает пассажиров на 36 городских, 37 пригородных и пяти международных маршрутах. В сутки совершается 1208 рейсов.
— Работаем в очень напряженном режиме, — говорит директор парка Виктор Алешко. — И так каждый день: утром первый автобус уже выехал из гаража, а последний еще не возвратился в парк с ночного рейса.
— Сейчас лето, много желающих совершить автобусное путешествие по странам Европы. Как ваше предприятие обслуживает туристов?
— Это наша традиционная услуга. Солигорские туристы катались на наших «Икарусах» почти по всем республикам бывшего СССР, европейским государствам. Но состарились трудяги «Икарусы», и ослабели потоки путешественников из горняцкого города.
Сейчас мы возрождаем забытое старое. Недавно приобрели автобус «МАЗ-261» повышенной комфортабельности: с видео- и аудиосистемами, холодильником и кондиционерами в полутораэтажном салоне.
Опытные водители Иван Ярош и Иван Цуба уже свозили отдыхающих в Польшу и Чехию, на очереди поездки в Крым, затем в Карловы Вары... Заказы есть, количество их растет, и есть гарантия, что до поздней осени двум Иванам придется работать за баранкой в поте лица.
— Виктор Сергеевич, вот мы прошли по территории вашего парка и увидели, что рядом со сверкающими свежей краской мазовскими автобусами встречаются старенькие «ЛАЗы», «пазики», не говоря уже о «Икарусах»-гармошках. Когда же наконец с улиц Солигорска исчезнут чадящие, загрязняющие воздух венгерские машины?
— Думаю, проблема замены старых автобусов на новые волнует не только наш парк. Не зря Президент страны поставил задачу обновлять за год не менее десяти процентов автобусов. Очень правильное решение! Движение началось: в прошлом году мы получили двадцать машин, и на десять процентов, как и намечено Совмином, наш парк обновился. В этом году еще 28 мазовских автобусов вышли на городские и пригородные маршруты. Вот и сегодня наши водители уехали в Минск получать еще четыре новых автобуса. В Миноблтрансе обещают, что наш парк в этом году пополнится как минимум 40 автобусами «МАЗ».
Если дело пойдет такими темпами, то скоро настанет день, когда солигорчане будут смотреть на «Икарус» или «ЛАЗ» как на диковинку.
— Имея в наличии такое большое количество автобусов, как вам удается поддерживать их хорошее техническое состояние?
— Хорошее техническое состояние автобусов — это прежде всего безопасность пассажиров. Я уже не говорю о внешнем виде пассажирского автотранспорта, комфорте поездок в нем. У нас неплохая ремонтная база, квалифицированный персонал. Мы даже капитальный ремонт двигателей в условиях своего хозяйства делаем. Шлифуем коленчатые валы, у нас для этого есть станок. Заменили поршневую, вкладыши — и пошел двигатель.
Наши специалисты восстанавливают топливную аппаратуру, электрооборудование, выполняют кузовные работы. Давно отказались от услуг ремонтных заводов, сами себя обслуживаем и за счет этого снизили затраты.
Не каждый автобусный парк имеет свою станцию диагностики. Мы ее построили. Она стала хорошим подспорьем: проводим техосмотр не только своих машин, но и сторонних, в том числе и принадлежащих частным лицам. Станция диагностики ежегодно приносит предприятию 250—260 миллионов рублей прибыли.
— Вы сказали, что ваш парк располагает профессионально подготовленным персоналом. Назовите классных мастеров.
— У нас немало таких людей, без них парк замрет. В первую очередь следует назвать слесаря по ремонту электрооборудования Владимира Бурака, электросварщика Николая Камяка, пескоструйщика Михаила Самохвала. Вдумчиво и грамотно решают технические задачи бригадиры Михаил Санько и Владимир Ерохин. Первый работает на участке ремонта деталей и узлов ходовой части автобуса, второй — в отделении ремонта двигателей, топливной аппаратуры, электрооборудования.
— Центральная фигура в автобусном парке — водитель. Он первым встает и последним ложится спать...
—...Работает в ночное время, находится в дороге в выходные и праздники, когда все отдыхают. Я с большим уважением отношусь к людям, которые многие годы крутят баранку. Особенно трудно и сложно тем, кто обслуживает городские маршруты. Не зря государство предоставило им возможность уходить на пенсию в 55 лет.
Не один год обслуживают городские маршруты Петр Мурашкевич, Владимир Филинович, Михаил Бань, Ростислав Юркевич, Александр Балакир, Виктор Млечко, Игорь Игнатович, Александр Дубина, Александр Прокопович. Эти водители имеют отличные показатели, и им выделили новые автобусы «МАЗ-105».
Шоферкий состав парка крепкий, в нем нет места слабым и безвольным людям. Мне трудно назвать всех заслуженных людей, верных своей профессии и коллективу. Хочется сказать добрые слова в адрес ветеранов Анатолия Ященко, Владимира Гапановича. Они — пример молодым. Среди тех, кто отличается усердием, и водители Николай Прохоренко, Анатолий Высоцкий, Анатолий Бердникович, Федор Пронин, Леонид Лученович и многие, многие другие.
— Как складываются отношения с местной властью?
— Хорошо складываются, вопросов нет. Субсидии, что выделены на развитие общественного транспорта, отдаются в полном объеме. Александр Брониславович Римашевский, который возглавил объединившиеся городской и районный исполкомы в один, всегда идет нам навстречу. Когда у нас возникают вопросы, старается помочь. Ведь мы делаем общее дело. Наш парк участвует во всех мероприятиях, проводимых в городе и районе.
— Виктор Сергеевич, все усилия вашего коллектива, безусловно, направлены на улучшение обслуживания пассажиров. Что нового сделано в парке в этом направлении? Возникают ли при этом проблемы?
— Жизнь не стоит на месте. Каждый день — новые ситуации, события. Возникают проблемы, которые надо решать. Например, с наступлением лета увеличились потоки дачников в Старобин, Летинец, Кривичи, Плянту, другие места. По просьбе местной власти мы увеличили число рейсов на этих маршрутах.
Проблемой является подвозка школьников к месту учебы. Хотя эту задачу обязаны решать в отделе народного образования путем заключения договоров с руководителями СПК, разрешать острый вопрос приходится автобусному парку. Движение автобусов на всех пригородных маршрутах мы «подстроили» под школьный распорядок. Не было случая, чтобы водитель, увидев на остановке детей, не притормозил.
Или такая проблема. Многие городские предприятия организовали садоводческие общества. Люди стали строиться, садить огороды. Обещали подвозить их к дачам. Но, как это часто бывает, начальники забыли о своих обещаниях. Как добраться немощным старикам из Солигорска, скажем, в Летинец или Плянту? Вопреки трудностям (терпим издержки) парк организовал в забытые было садовые общества автобусные маршруты. Не ходить же пешком пожилым людям на свою дачу за десятки километров...
— Городской автобус или пригородный, междугородный или заказной — лицо автобусного парка. Вы согласны с этим?
— Абсолютно. Машина, как и человек, должна иметь опрятный вид. Мы этому придаем большое внимание. Выезжает за ворота парка автобус — он должен быть чистым, салон — прибранным. За этим следят начальник ОТК и его служба, механики. Мы требуем, чтобы автобус, выезжающий на линию, был как игрушка.
Дороги Солигорщины, как известно, перенасыщены калийной солью, кузова автобусов быстро ржавеют, их надо постоянно подкрашивать. В парке есть малярный цех, и малярам работы хватает. Обшарпанные автобусы на линии не выходят. Здесь, правда, многое зависит и от водителя: один вовремя заметит ржавчину и поторопится от нее избавиться, другой же не замечает или не хочет замечать повреждение, пока на металле дыра не появится. Но такие случаи у нас редко бывают.
— Но ведь вид автобуса, салона порой портят сами пассажиры: режут сиденья, царапают стекла, двери, панели...
— Тема жгучая и больная. Варварство на пассажирском транспорте — общегосударственная беда, которая выливается в огромные материальные потери. Ведь необходимо починить поврежденное сиденье, заменить разбитое стекло. На все это нужны деньги.
Одно время на автобусном маршруте «Солигорск—Старые Терушки» хулиганы забрасывали автобусы камнями и в гараж они возвращались с разбитыми окнами. Хорошо, что обошлось без жертв. Только после вмешательства милиции удалось поймать злоумышленников. Ими оказались подростки из Старых Терушек. Их родителей, естественно, наказали.
— Водитель и дорога — понятия взаимосвязанные. Когда на бездорожье автобус трясет, неприятное ощущение испытывают не только пассажиры, но и шофер.
— Понимаю ваш вопрос: каково состояние наших дорог? Я сказал бы, что в основном все дороги на территории Солигорска и района отвечают необходимым требованиям.
Раньше наших водителей беспокоил асфальт в городе, особенно весной. Сейчас дорожники имеют в своем распоряжении современные механизмы и оперативно проводят ямочный ремонт. Хотя, правда, один проблемный участок дороги есть. Километра два он тянется от Солигорска в сторону первого калийного комбината. Давно здесь асфальт не ремонтируется, как будто у него нет хозяина. Как у большой лужи в гоголевском Миргороде.
— Сегодня параллельно с вашим транспортом работают «маршрутки». Они вам помогают в обслуживании пассажиров или мешают?
— Своими партнерами считаем тех хозяев «маршруток», которые работают с нами, их рейсы значатся в расписании на автовокзале, на них в кассах продаются билеты. Я знаю многих добросовестных водителей, которые взялись обслуживать нерентабельные для нас маршруты и добросовестно трудятся на них. Мы приветствуем такую форму сотрудничества. Работы хватит всем.
Но появляются на автовокзале и «леваки». Они, как правило, совершают поездки по выгодным маршрутам, например в Минск. За меньшую, чем на автобусе, плату. Да и билетов пассажирам не дают. Значит, уклоняются от уплаты налогов. И что самое интересное — у них имеется лицензия, выданная государственным учреждением, на право перевозок пассажиров.
Я считаю, что назрел момент упорядочить работу «маршруток».
Хочешь обслуживать пассажиров — согласуй, пожалуйста, с автовокзалом маршрут, оборудуй в салоне кассовый аппарат, правильно плати налоги с выручки. Словом, работай честно и не обманывай государство.
— Виктор Сергеевич, в работе любого автопредприятия важный показатель — безопасность движения. Как у вас дело обстоит?
— Чтобы не сглазить, постучу по столу. По вине наших водителей за последние годы не произошло ни одного дорожно-транспортного происшествия. В классе по безопасности движения проводятся занятия по техминимуму. Их посещают все водители: те, у кого стаж за рулем 25 лет, и те, кто водит автобус всего год. Каждый должен ответить на вопросы компьютера по Правилам дорожного движения. Одним словом, работа водительского состава на городских и пригородных маршрутах всегда находится под контролем службы безопасности движения нашего парка. Конечно, без нарушений не бывает. Например, двух нарушителей недавно уволили.
— Занесение Солигорского автобусного парка № 1 на республиканскую Доску почета — событие памятное. На днях в парке состоялось торжественное собрание, лучшие из лучших поощрены. Коллектив приветствовал генеральный директор Миноблавтотранса Виктор Леонидович Русак. Какие чувства у вас в связи с трудовой победой?
— Чувство гордости за коллектив, который, несмотря на определенные трудности, честно выполнял свою работу, улучшал обслуживание пассажиров, проявлял усердие и старательность. Хочу поблагодарить людей за понимание и труд и пожелать каждому хорошего настроения, здоровья.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter