Сегодня — 25 лет со дня рождения отечественного комбайностроения

Парк независимого периода

В середине августа во время рабочей поездки Александра Лукашенко в Рогачевский район при встрече с генеральным конструктором Научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Сергеем Федоровичем речь зашла о том, что страна на пороге знаменательной даты. 24 августа — четверть века, как было принято принципиальное решение о развитии в Беларуси отечественного комбайностроения. «25 лет назад мы с ним на поле решали, быть комбайну белорусскому или не быть, — вспомнил Александр Лукашенко. — Убирать было нечем». Президент отметил, что тогда многие высказывались против такого решения, предлагая покупать необходимую технику за рубежом. Теперь же в Беларуси есть целая линейка отечественных комбайнов мирового уровня. Как зарождалась отрасль, какой путь прошла и чем машиностроители радуют сегодня хлеборобов?
Президент Беларуси Александр Лукашенко:

«Это тоже наше достижение и наша победа, что мы смогли в непростые времена создать целую линейку своих комбайнов».

(1 августа 2018 года во время ознакомления с организацией уборки зерновых на полях ОАО «1-я Минская птицефабрика».)
Комбайнер ЗАО «Жилихово» Копыльского района Александр МАКСИМЕНЯ с помощником Сергеем СЕНЮКОМ на суперкомбайне КЗС-2124 намолотили 2800 тонн, почти половину всего собранного в хозяйстве зерна.
Фото Татьяны БОХАН

Год 1996-й. Совсем немного времени прошло после распада СССР. В большой стране была четкая специализация, в том числе и в сельхозмашиностроении: «Ростсельмаш» выпускал зерноуборочные комбайны, «Гомсельмаш» — кормоуборочные. Но тут Советского Союза не стало. Страны СНГ резко сократили поголовье скота, и загрузка мощностей «Гомсельмаша» уменьшилась в разы. Одновременно из-за износа и списания у нас сократился парк зерноуборочных комбайнов. «Ростсельмаш» из-за кризиса не смог в начале 1990-х изготовить партию машин для белорусских хозяйств. Мы начали покупать их небольшими количествами в других странах. Но для этого требовалась валюта, которой в то время не хватало. Словом, жизнь толкала к импортозамещению. Больше всего для этой цели подходил «Гомсельмаш», который уже выпускал технику для полей.

Сыграло свою роль и то, что генеральным конструктором головного специализированного конструкторского бюро по кормоуборочной технике (так тогда назывался Научно-технический центр комбайностроения) был Валентин Шуринов, который пришел туда в 1986 году из «Ростсельмаша» и имел опыт проектирования зерноуборочных комбайнов. Его заместителем с 1993 года работал Сергей Федорович — нынешний генеральный конструктор НТЦК ОАО «Гомсельмаш». Он вспоминает, что начинать решили не на пустом месте, а задействовать уже выпускаемое «Гомсельмашем» универсальное энергетическое средство УЭС-250. То есть создавать не монокомбайн только для уборки зерна, а лишь сменное оборудование для имеющегося самоходного шасси. При этом, конечно, возникали сложности, связанные с тем, что часть комбайна была прицепной. Было немало критиков такого подхода, в том числе в высоких кабинетах. Проблему решил Глава государства.

— Посещение Президентом «Гомсельмаша» в марте 1996 года, — отметил Сергей Федорович, — стало эпохальным событием, которое решило судьбу первого белорусского зерноуборочного комбайна и способствовало появлению нового направления в сельхозмашиностроении. Генеральный конструктор Валентин Шуринов вручил тогда Александру Лукашенко материалы с обоснованием предлагаемого проекта и попросил профинансировать работу. Просьбу удовлетворили быстро.

Благодаря напряженной работе коллектива ГСКБ уже в мае конструкторская документация на макетный образец комплекса была выдана в производство. В экспериментальном цехе организовали двухсменную работу без выходных дней. Конструкторы трудились рядом с рабочими, все возникающие вопросы решались оперативно. На испытание первого белорусского зерноуборочного комплекса КЗР-10 «Полесье-Ротор» 24 августа 1996 года в Ветковский район прилетел Президент. Сначала пустили в загонке российский комбайн «Дон». «Полесье-Ротор» шел за ним сзади на одной скорости. Но Глава государства дал отмашку — и гомельский комбайн прибавил и быстро догнал «Дон». Затем было сравнительное испытание на маневренность. И здесь на поворотах, несмотря на критику оппонентов, «Полесье-Ротор» не уступил ростовчанину. Президент подошел к валку соломы и вороху половы и сам убедился, что первый белорусский комбайн работал без потерь зерна.

За продвижение первого комбайна надо было бороться. В дальнейшем, получив поддержку Президента и зеленый свет от государства, гомсельмашевцы начали быстро выпускать новые модели зерноуборочных агрегатов. Вторым шагом стало создание монокомбайна КЗС-7 с пропускной способностью 7—8 килограммов хлебной массы в секунду. По производительности, качеству выполнения технологического процесса, условиям труда механизатора не уступал зарубежным аналогам, а по снижению себестоимости уборки превосходил их почти в два раза. А затем по мере роста урожайности Минсельхозпрод и хозяйства стали требовать комбайны с большей пропускной способностью. Так появился КЗС-10К. Обе модели были однобарабанными.

Следующая — КЗС-1218 — двухбарабанная, за счет чего ускорялось движение хлебной массы, увеличивались ее пропускная способность и производительность по намолоту. Сегодня это самая популярная модель. Ее оценили у нас и за рубежом. Но машина прекрасно работает при урожайности зерна до 60 центнеров с гектара. А если выше, допустим 70—100, темпы уборки падают из-за недостаточной пропускной способности. Между тем число хозяйств с высокой урожайностью постоянно растет. Конструкторы пошли им навстречу и создали КЗС-1624. Уже сам индекс говорит, что пропускная способность хлебной массы увеличилась на 4 килограмма в секунду. Словом, высокоурожайные участки стало проще убирать. Отличие этой модели от предыдущих в том, что вместо клавишного соломотряса комбайн оснащен роторным соломосепаратором. За счет применения гибридного обмолота улучшилось его качество, а оптимальная скорость работы комбайна увеличилась с 6 до 8 километров в час.

ЗАО «Жилихово» Копыльского района в этом году приобрело суперкомбайн КЗС-2124. Уборочный агрегат прекрасно зарекомендовал себя в работе. 

Александр Лукашенко 18 августа 2017 года побывал на пшеничном поле ОАО «Александрийское» Шкловского района. Ему показали комбайн КЗС-1624–1. Президент предложил испытать агрегат на ходу. Затем поручил конструкторам уже к следующей уборочной обновить модель, устранив все выявленные на практике недостатки, а также заняться разработкой и созданием еще более совершенного комбайна, который будет востребован в будущем. Через четыре дня на совещании с руководством экономического блока Александр Лукашенко заявил о необходимости создания суперкомбайна, который будет превосходить импортные аналоги.

Гомсельмашевцы активно взялись за выполнение поручения Главы государства. В начале июня 2018 года с конвейера ОАО «Гомсельмаш» сошел первый комбайн КЗС-2124 с приставкой «супер». Наш суперкомбайн — это модернизированный КЗС-1624. Но у КЗС-2124 появилось много новинок.

— Внедрена система точного земледелия, — рассказал генеральный директор холдинга «Гомсельмаш» Александр Новиков. — Моноблочные пульты управления комбайном и освещением, современный эргономичный джойстик, видеонаблюдение за рабочими зонами, аудиосистема, холодильник с функцией подогрева, бокс для охлаждения напитков, система автоматического поддержания заданной температуры кондиционером, USB-разъем для подключения внешних устройств, органайзеры для хранения документов и мелких вещей, рулевая колонка и кресло на пневмоподвеске с регулировками позволяют настроить удобное рабочее положение. Бортовой компьютер с 10-дюймовым монитором с сенсорным управлением и функцией выбора оптимальных настроек комбайна в зависимости от текущих условий обеспечивает простоту и удобство в работе.

Испытательный стенд.

Хотя число хозяйств с урожайностью выше 60 центнеров зерна с гектара растет, но их все равно относительно немного. Это значит, что еще немалое количество лет самым массовым будет комбайн КЗС-1218. Но не застывший в прошлом, а модернизируемый. Появилась модель КЗС-3219. На этом комбайне увеличили мощность двигателя, а вместо клавишного соломотряса поставили роторный соломосепаратор, как у КЗС-2124. Несмотря на то что молотилка у него меньше, производительность приблизилась к старшему брату. КЗС-1218 при хорошей урожайности может намолачивать 18 тонн в час, КЗС-3219 — 21, КЗС-2124 — 24. То есть это промежуточная модель между средней и элитной.

Дальнейшим развитием КЗС-3219 стал комбайн КЗС-3321, который Президенту продемонстрировали в работе в Рогачевском районе. Машина за счет увеличения мощности до 450 лошадиных сил показывает более высокую производительность, может оснащаться системами автоматического вождения, картирования урожайности, видеонаблюдения. Все сделано как для высокой производительности, так и для удобства комбайнера.
Генеральный конструктор НТЦК ОАО «Гомсельмаш» Сергей Федорович

— Если говорить популярно, то это экономвариант КЗС-2124, — пояснил Сергей Федорович. — Здесь меньше электроники, поэтому и стоить он будет дешевле суперкомбайна. То есть это доступный комбайн с большими возможностями.

Линейка комбайнов «Гомсельмаша» постоянно расширяется. Появился, например, уборочный агрегат на газомоторном топливе, оно дешевле солярки. Думают конструкторы и о перспективе. В связи с вводом атомной электростанции и появлением излишков электроэнергии понадобится комбайн с электродвигателем и батареей, способной обеспечить непрерывную работу в течение дня. 

Придет и тот день, когда на поля вый­дут беспилотные комбайны и один оператор будет управлять несколькими машинами.

gedroiz@sb.by

Фото Юрия Аброськина, Белта и из архива НТЦК ОАО «Гомсельмаш»

В ТЕМУ

Белорусские аграрии — о комбайнах «Гомсельмаша» 

Директор ОАО «Гастелловское» Минского района Станислав Соколовский:

— В хозяйстве урожайность зерновых из года в год одна из самых высоких в стране. В этом сезоне, несмотря на неблагоприятные погодные условия, которые практически повсеместно снизили показатель, здесь он остался на прошлогоднем уровне — свыше 90 центнеров с гектара. И хотя в хозяйстве не имели претензий в техническом плане к самой массовой модели КЗС-1218, пропускная способность ее не устраивала: такие комбайны из-за тяжелых колосьев вынуждены были двигаться на пониженных скоростях. Покупали импортные агрегаты, но они дорогие. В прошлом году приобрели первый КЗС-1624. Механизатор Дмитрий Жодик остался доволен его производительностью и комфортом. В этом году купили второй такой комбайн, его доверили Денису Мелешкевичу. Он хорошо поработал, намолотив около 2 тысяч тонн. В 2020-м для обмолота семенных посевов купили в лизинг импортный комбайн, который в 2,5 раза дороже белорусского. Первый взнос — 40 процентов стоимости, остальную надо погасить за пять лет. Лизинг отечественного агрегата значительно выгоднее: первый взнос не нужен, рассрочка платежей на 7,5 года. Учитывая это, в будущем намерены покупать только белорусские высокопроизводительные машины.
Комбайнер ОАО «Мирополье» Борисовского района Андрей Сахаров.

Комбайнер ОАО «Мирополье» Борисовского района Андрей Сахаров:

— Очень доволен, что доверили работать на КЗС-2124. Прекрасная машина. Намолотил в своем хозяйстве 2345 тонн (остальные механизаторы на старых комбайнах примерно по тысяче), сейчас помогаю соседям. Но главное, что заработал за жатву более 7 тысяч рублей.

Директор ОАО «Мирополье» Олег Кучинский:

— Этот комбайн не просто здорово помог на уборке, а, без преувеличения, спас. Жатву завершили быстро и до начала дождей. Андрей Сахаров собрал треть всего урожая, хотя в хозяйстве восемь уборочных агрегатов.

Директор ЗАО «Жилихово» Копыльского района Виталий Юхо:

— Механизатор Александр Максименя на КЗС-2124 намолотил 2800 тонн зерна, почти половину от общего каравая хозяйства. При этом покупка новой машины была для нас не в тягость. На льготных основаниях получили ее в лизинг на 7,5 года.

Механизатор ЗАО «Жилихово» Копыльского района Александр Максименя:

— Для меня эта жатва двадцатая. Последние 14 лет работал на КЗС-10, намолачивал по 1200—1300 тонн. Сейчас на суперкомбайне превзошел эти показатели более чем в два раза. Чем он хорош, кроме высокой производительности? В кабине созданы комфортные условия, поэтому работать одно удовольствие. Даже холодильник есть. С учетом предстоящей уборки кукурузы планирую намолотить значительно больше 3 тысяч тонн зерна.

Зарубежные аграрии — о комбайнах «Гомсельмаша»

РФ, Челябинская область, Чесменский район

Юрий БОБЫРЬ, директор ООО «Рассвет»:

— В уборочной задействованы 11 комбайнов, половина из них — КЗС-1218. Они помогают меньшим количеством людей убирать большие площади. При уборке влажных хлебов значительную роль играет двухбарабанный обмолот. Способен выдать идеальной чистоты зерно.

РФ, Волгоградская область, Серафимовичский район

Виктор ГРЕЧИШНИКОВ, директор АО имени Калинина:

— В нашем парке восемь комбайнов — все КЗС-1218. Машинами довольны, особенно хорошо они показывают себя на уборке подсолнечника. Считаю «двенашку» оптимальным решением «цена — качество». Комбайны понятны в управлении, экономичны по расходу топлива. Сейчас присматриваемся к новой машине КЗС-3219, планируем приобрести еще два комбайна.

Чехия

Ян КУЧЕРА, директор фермерского хозяйства:

— Приобрели зерноуборочный комбайн КЗС-812 в комплекте с зерновой жаткой ЖЗК-5–1 и приспособлением для уборки рапса ПР-5. Минимальное оснащение электроникой и удобный доступ к узлам и механизмам при эксплуатации и проведении ежедневного технического обслуживания — это для нас преимущества комбайна. На протяжении всего срока эксплуатации сервисное обслуживание филиалом ОАО «Гомсельмаш» в Чешской Республике производилось в кратчайшие сроки и на высоком уровне, что позволило избежать простоя техники. Стоимость запасных частей ниже, чем у других производителей.

Чехия

Властимил ГОРАК, директор фермерского хозяйства:

— Купили КЗС-812. Доволен чистотой зерна и минимальными потерями при уборке. Наличие большого комплекта запасных частей на складе филиала «Гомсельмаша» в период уборочного сезона придает дополнительную уверенность в работе. Дилеры западных производителей не обладают нужными запчастями на своих складах, при поломке комбайна их клиенты вынуждены ожидать доставки деталей с заводов-производителей или искать их сами на рынке б/у запчастей, что в конечном итоге приводит к потере времени и денег.

Пакистан

Дера Исмаил Хан:

— Ранее фермеры убирали урожай на старых комбайнах, импортируемых из Нидерландов и других стран. КЗС-575 «Гомсельмаша» стал первым новым. Машина проста в использовании, лучше всех подходит для пакистанских фермеров и наиболее эффективна в плане использования топлива, а также мобильности.

Республика Судан

Абделазим Мохамед Мохамед Кайр:

— Зерноуборочный комбайн КЗС-575 показал прекрасные результаты на уборке пшеницы, сорго и проса. Может быть использован также для уборки подсолнечника.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter