Парк культуры имени отдыха,

или Немного солнца в холодной воде
или Немного солнца в холодной воде

Пусть циники говорят, что сегодня в городских парках проводят время только те, у кого нет денег на достойные развлечения, мы оставим за собой право быть романтиками своего мегаполиса. Парки в большом городе — это не просто зона отдыха. Это символ городской культуры, прообраз первородной природной стихии, скованной со всех сторон стеклом и бетоном, оттого еще более притягательный для нас в жаркие летние дни. Вспомните Летний сад в Петербурге, Центральный парк Нью–Йорка, сад Тюильри в Париже, Тиргарден в Берлине... Названия эти уже сами по себе звучат, как утонченные поэтические строки.

Отношение горожанина к своим паркам совсем не такое, как к матушке–природе где–то за кольцевой дорогой. Природу любят хрестоматийно, без раздумья. А парки... Горожанин любит свои парки, я бы сказал, ревностно. По той же причине, по какой любил городские цветы лирический герой Михаила Боярского в песне «Городские цветы»: потому что у этой красоты особенно трудная судьба — оставаться воплощением гармонии среди скрежета и какофонии мегаполиса.

Когда–то в них, прохладных, тенистых, проходило мое советское детство. Поход «на карусели» был сродни празднику, потому что по воле родительского благодушия действовал по модному сегодня принципу «все включено» и означал не только сами карусели, но и мороженое, лимонад и опять мороженое... Тот восторг, наверное, сравним с тем, что сегодня испытывают дети, приходя в «МакДональдс». Хотя вряд ли. Разве сравнится атмосфера общепитовского конвейера с восторженной — в растяжку — гаммой чувств? Впрочем, может, это просто ностальгия, ничем не мотивированные романтические вздохи...

Остались ли парки культуры и отдыха прежним культурным оазисом для наших граждан сегодня?

Вопросик непростой. С одной стороны, парки идут в ногу со временем. Они становятся энергичными, с налетом какой–то здоровой агрессии: а ну–ка, в палатку, а ну–ка, на аттракцион! Давай–давай, живее. Доставай денежку. От прошлого остался лишь маленький островок — например тир, казавшийся когда–то верхом оригинальности проведения досуга, или дизайн скамеек, кажется, все еще тот. А в остальном же все другое — «американские горки «Супер–8», поп–корн, рвущийся, как новогодние петарды, Дима Билан вместо «Ласкового мая» в динамиках...

По–моему, в Минске среди молодежи по–прежнему популярен парк Челюскинцев. Живя по соседству, в выходные дни наблюдаю целое паломничество туда молодежи и семейных пар. Во–первых, здесь дешевая дискотека, с незапамятных времен именуемая «Доски». Пожалуй, самая дешевая в городе. Но это совершенно не значит, что плохая. Просто своеобразная. В арсенале ди–джеев последние и популярные хиты. Место это отличает подчеркнутая демократичность. В то же время, несмотря на четко работающую охрану, никто не даст вам гарантии, что здесь вы не получите по башке просто потому, что ваше лицо или внешний вид кому–то не понравились. Получить, в принципе, можно и в самом элитном клубе, но здесь эта перспектива встанет перед вами со всей своей неумолимой очевидностью. Кажется, что некоторые молодые люди, предварительно накачавшись алкоголем, приходят на «Доски» специально для того, чтобы размять кулаки. По крайней мере, такое впечатление складывается при наблюдении за ними. Если хотите — это своеобразный вид спорта, уходящий своими корнями в далекое человеческое прошлое. И все же есть здесь какая–то своя атмосфера. Словно бы вернулся на машине времени на лет 20 назад, когда пломбир стоил копейки, а по телевизору снова показывали «Гостью из будущего».

Но все же более семейным, на мой взгляд, был и остается парк имени Горького. Расположенный к тому же в самом центре столицы. Многочисленные палатки быстрого питания, живописные мостики через Свислочь, аттракционы, кафе «Жар–птица» — все здесь создано для того, чтобы праздник живота превратился в степенный праздник духа. Сюда хорошо приходить в будний день, если вы органически не переносите пребывание в толпе. Но во время городских праздников парк вообще похож на растревоженный улей. Его «картинка» в такие дни больше наталкивает на мысль о том, что всем нам в нашем мегаполисе как–то мало места. Только повернешься — тут же кого–то заденешь локтем или наступишь на ногу. Или тебе наступят.

Главный конкурент старейших парков — новомодное место под современным названием «Dreamland». Это уже не просто парк — фабрика развлечений. Но добираться до него в нашей столице, кстати, не очень удобно. И я вообще не поклонник евростандарта в области чувств. А ведь наши традиционные парки — по крайней мере, в нашем представлении — это именно «полное собрание чувств»: темные аллеи, изысканные фонтаны. Как говорится, немного солнца в холодной воде. Это такое место, которое должно быть под боком, чтобы шел, шел и вдруг — завернул. Чисто по душевному наитию. Но и не бесцельно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter