Парк китайского периода

В городе будущего всегда найдется место науке, бизнесу и небоскребам с комфортными квартирами

В городе будущего всегда найдется место науке, бизнесу и небоскребам с комфортными квартирами

Китайцы — народ трудолюбивый и предприимчивый. Достаточно зайти в любой европейский магазин, и там обязательно будет великое множество товаров made in China. Причем если еще пару лет назад одежда, игрушки, техника из Поднебесной ассоциировались исключительно с дешевизной, то сегодня они все чаще бывают представлены в сегменте высококлассной продукции, которая делается в просторных современных цехах с новейшим оборудованием. За счет чего же был сделан рывок и в качестве, и в количестве?

Гондольеры с ноутбуками

Из Нанкина (дословный перевод — южная столица) на скоростном поезде (всю дорогу шел под триста километров в час) мы домчались до Сучжоу за час. В Международном отделе КПК составили географию поездок по Поднебесной с тем непременным условием, что нужно обязательно взглянуть на технопарк, который станет прообразом строящегося аналогичного объекта в Смолевичах под Минском.

Сучжоу — город для полуторамиллиардного Китая не сказать чтобы впечатляющий по численности населения. Семь миллионов человек — это для Поднебесной дело привычное. Почти как средняя европейская страна. На небольшом клочке земли. Причем четвертую часть территории занимает вода: множество озер и каналов, по которым неторопливо и впечатляюще тянутся гондолы. Говорят, что это слово пошло именно отсюда. Не случайно город и называют восточной Венецией. Но сегодня его название на слуху у многих не по этим причинам. Тут собирается половина всех ноутбуков мира. А ведь еще каких-то двадцать лет назад о провинциальном городишке слышали за пределами азиатских окрестностей лишь единицы.

Новую жизнь здешние кварталы обрели во второй половине 1990-х годов. Именно тогда тут началось строительство китайско-сингапурского технопарка. Сегодня он представляет собой город на окраине мегаполиса. Причем понять, когда ты из “старой” части попадаешь в “новую”, практически невозможно. Те же небоскребы, стильные мостики через каналы, широкие многополосные дороги, цветники, живописные набережные, ряды ресторанчиков, зеленые сады (здесь практически не бывает трескучих морозов, поэтому в домах нет центрального отопления, что при сырой погоде ощутимо сказывается на комфорте — калориферы и кондиционеры тут вещь незаменимая). В центре недавно выросшего “города будущего” собственно и расположены корпуса технопарка.

“Всего в технопарке трудится 400 тысяч человек, шесть тысяч — иностранные работники, — отметил директор по связям с общественностью технопарка

Лю Цзе. — Кстати, в построенном нами жилом районе в общей сложности проживает 700 тысяч человек. И квартиры тут пользуются повышенным спросом”.

Лю Цзе, учитывая интерес Беларуси к сучжоускому опыту, подробно рассказал, как создавалось это местное техночудо. Прежде всего о том, почему в выборе партнера ставка была сделана на Сингапур: “У них хорошие цепочки привлечения крупных инвесторов. Сегодня у нас из первой полутысячи предприятий мира работает 86. И в прошлом году наш товарооборот составил 77 миллиардов долларов. Далее — мы многому научились у Сингапура. Создать на окраине города глобальный промышленный кластер — дело нелегкое. Первый аспект, который нужно учитывать, — это архитектура. То есть необходимо думать не только о промзоне, но и красивом облике всего застраиваемого комплекса”. Я поитересовался у Лю Цзе, какие же преференции получили мировые компании, и услышал, что помимо налоговых льгот для бизнеса создан самый благоприятный деловой климат. Принципу “одного окна” (на местном слэнге — “одной станции”) здесь следуют, как постулатам Конфуция.

“Мы предоставляем офисные помещения, жилье, управленческие услуги, а в последнее время уделяем серьезное внимание открытию сервисных центров, занимаемся логистикой. В век глобализации от этого никуда не денешься — нужно создавать такие условия для инвестора, которые его полностью устроят, — подводит итог Лю Цзе. — Наш технопарк приветствует всех, кто хочет у нас налаживать производство. Но упор, конечно, делаем на инновации. В парке уже действует более двухсот научно-исследовательских центров. А в планах  у нас — стать международным центром науки. Мы начинали с дисплеев, а теперь перешли к нанотехнологиям”.

Довелось в Сучжоу побывать и на заводе по выпуску автобусов Higer (стратегический партнер всемирно известной шведской компании Scania). Предприятие занимает первое место в Китае по автоэкспорту. Производственный процесс роботизирован. Налажен выпуск электрических и “водородных” автобусов. А на огромном экране завода можно легко увидеть, где выпущенная техника колесит по дорогам, сколько проехал тот или иной автобус за день, когда проходил техобслуживание и даже какие неполадки и в какой системе обнаружены.

Секрет взаимного интереса

В Беларуси сегодня набирает обороты строительство технопарка, аналогичного сучжоускому. Но процесс это длительный. Опыт КНР показывает, что полностью освоить восемь тысяч гектаров под Минском можно лет за пятнадцать. А первый этап (будет застроено десять процентов от общей территории) предположительно займет пять лет.

На всех предприятиях в Поднебесной, где довелось побывать, затрагивалась тема белорусско-китайского сотрудничества. Объемы торговли между нашими странами постоянно растут. Минск и Пекин заинтересованы в развитии партнерства. У нас много точек соприкосновения. Причем там, где, казалось бы, нас мало что может объединять. Например, производство нефтегазовых буровых установок. Этим в Китае занимается корпорация Honghua Group Limited.  “Самый большой наш рынок — Южная Америка, — признался ведущий специалист по сбыту Сюн Юй. — А сейчас мы ведем переговоры с партнерами из вашей страны”. Секрет взаимного интереса прост: Беларусь также активно продвигает в латиноамериканском регионе свои проекты, открывает совместные предприятия, участвует в добыче нефти, строит жилье. И, конечно, можно достичь большего, если объединить усилия. Кстати, занимается Honghua Group Limited и выпуском оборудования для добычи сланцевого газа — весьма перспективного энергетического направления, к которому подступаемся и мы. С особой гордостью Сюн Юй добавил: “Мы до десяти процентов прибыли направляем на инновационные разработки. Из четырех тысяч сотрудников пятьсот занимаются этими прорывными технологиями”.

Китай сегодня не только глобальный сборочный цех, но и передовая во многих отношениях научная лаборатория.

Сотрудник сычуанской промышленной группы Yema Auto (сборка автомобилей) Ван Сяоцзунь  отметил, что они выходят на рынок СНГ, и переговоры близятся к заключению контрактов. В год запускают в производство по три новые модели авто. Цена легковушки — порядка десяти тысяч долларов. Кстати, как раз в эти дни проходит международную сертификацию первый собранный на Минщине белорусско-китайский автомобиль. Наша страна сегодня привлекает все больше внимания мировых производителей. У нас есть хорошо подготовленные кадры и развитый промышленный комплекс. И главное — через Минск можно попасть на рынки Казахстана и России, с которыми уже действует тройственный Таможенный союз. “Важно постоянно двигаться вперед и набирать обороты. Тем более что сейчас для этого самое подходящее время”, — говорит Ван Сяоцзунь.

 Технопарк — работа не одного дня. Но дело это выгодное. Так развивается весь мир. В Китае сегодня таких инкубаторов новых технологий более сотни. И именно они бурным потоком наводняют мировой рынок высококачественными товарами.

Когда торг уместен

Особый разговор — о шумных и крикливых местных базарах, в великом множестве расположенных на туристических трассах. Побывать в Китае и не посетить царство стихийной торговли было бы непростительно. “Только не покупайте там технику”, — сразу остудили мой шопинговый пыл провожатые.

...На входе в один из таких рынков горой разложены супермодные планшетные компьютеры. Продавец, не стесняясь проскальзывавших мимо покупателей, клеил на экраны защитную пленку, как будто последний штрих в сборке необходимо наносить именно на виду у всех. Стоило мне остановиться у этой торговой точки, как тут же на выбор было предложено с десяток “оригинальных новинок”. Универсальным переводчиком в таких сделках купли-продажи служит калькулятор, при помощи которого, как правило, и идет торг. Язык цифр понятен всем. Вначале назначается цена, как за фирменную вещь. Но в итоге безделица может подешеветь раз в пять-шесть. Тут уж кто как умеет торговаться.

У другого павильончика юный массовик-продавец в микрофон задорно призывал не проходить мимо и соблазнял заглянуть за покупками: мол, торгпредприятие ликвидируется и можно “по дешевке затариться”. Внутри павильона, действительно, обстановка такая, что хоть пиши картину “Последний день Помпеи”. Товар кучами свален на прилавке. Старые цены перечеркнуты, а новые — во много раз меньше. По полу разбросаны комки бумаги, которые с завидным упорством гонял из угла в угол усталый уборщик, имитируя “поспешный отъезд”. Кроссовки в таком заведении стоили порядка десяти долларов, кожаные ремни шли по цене целлофанового пакета... Вот она, стратегия активных продаж в действии.

Впрочем, и на базаре достаточно добротных вещиц. Но они и стоят соответственно. Важно, что вы ищете, дешевое или качественное. Китай — это большая выставка, где есть все. И все пользуется спросом. Но что взять — каждый определяет для себя сам.

Нанкин — Сучжоу — Чэнду

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter