Парень из нашего города

Майк Тайсон, Флойд Мейвейзер–младший, Сергей Ляхович... А вы Юру Формена знаете?
Майк Тайсон, Флойд Мейвейзер–младший, Сергей Ляхович... А вы Юру Формена знаете?

Еще недавно Формена я знал одного — Джорджа, олимпийского чемпиона и одного из самых сокрушительных тяжеловесов в истории профессионального бокса. Да–да, именно того, который в середине прошлого века насмерть бился с великим Али. Теперь Форменов двое. Второй, Юрий, чуть больше недели назад стал чемпионом США! Правда, боксирует он на пару весов ниже Большого Джорджа. Уже сейчас Юре Формену прочат блестящее будущее. И это вдвойне приятно, потому что выступает Формен... под белорусским флагом!

Сенсация? Пожалуй. Жизненный путь этого парня из Гомеля оказался настолько запутанным, что адрес или хотя бы послужной список героя нам не смог указать ни один специалист.

Рожденный в Гомеле

Юрий Формен родился 5 августа 1980 года. Это сейчас его фамилия звучит на американский манер, а в 80–х в Гомеле его знали как Формана. «Я очень хорошо помню свое детство, — голос из–за океана звучит почти без акцента. — Принято считать, что все боксеры в прошлом были драчунами и задирами, но я был спокойным парнем. Мой путь на ринг начался совершенно случайно с... бассейна. Родители отдали заниматься плаванием, но я почему–то сразу оказался предметом насмешек со стороны старших ребят». Закончилось все тем, что в один из дней двое «воспитателей» закрыли маленького Юру в раздевалке и преподали «урок жизни». На следующий день мама отвела парня в зал бокса... «Сначала я рассматривал бокс исключительно как возможность научиться постоять за себя, — вспоминает чемпион. — Но, наверное, мне повезло с первым тренером — Виктором Игнатьевым, которому удалось показать, что бокс — это нечто большее, чем просто драка». Белорусский этап карьеры Юрия насчитывает всего 4 года. Когда ему исполнилось 11, семья эмигрировала в Израиль. «Мне было жаль расставаться с друзьями и бабушкой, которая до сих пор живет в Гомеле, — в голосе Юрия и сейчас чувствуется ностальгия. — О тренировках я не волновался: папа сказал, что бокс есть в любом городе мира». Как оказалось, не в любом...

Меж двух огней

Из Гомеля Форманы переехали в Хайфу. Совершенно другая жизнь, съемная квартира на окраине города, жара и... полное пренебрежение к боксу со стороны местных жителей, всем другим видам спорта предпочитающих футбол и баскетбол. «Это было очень сложное время, — вспоминает Юра. — Мы, эмигранты, считались людьми... нет, не второго — третьего сорта. Нас просто не принимали всерьез. Родителям не удалось найти работу по специальности и, чтобы прокормить семью, им пришлось заняться уборкой офисов». Отношения в школе, в которую пошел 11–летний Юрий, складывались аналогично, и желающих с помощью кулаков указать новичку на его место в жизни было предостаточно. «Положение усугублялось тем, что единственная секция бокса оказалась за городом — в арабской деревне. Я оказался между двух огней: в школе меня не принимали, потому что я — русский, арабы считали меня чужаком, потому что я — еврей. В фильме «Рокки–3» есть момент, когда главный герой попадает в подпольный боксерский зал, где тренируются бандиты. Так вот у меня было точно такое же первое впечатление. И отношение ко мне было соответствующее». К счастью, язык бокса понимают везде. Форману хватило всего нескольких спаррингов, чтобы завоевать если не любовь, то уважение, а через 10 лет Юра стал трехкратным чемпионом Израиля, и вчерашние недоброжелатели говорили о нем не иначе как о «самом сильном еврейском боксере в истории». «Собственно, тогда и появилась идея переезда в США, — объясняет он. — Я понимал, что в Израиле достиг потолка, а Америка всегда славилась хорошей школой бокса. Я поговорил с отцом, сложил сумку и сел в самолет...»

Вкус «Большого яблока»

Бруклин, Нью–Йорк. Место, ставшее пристанищем для огромного числа эмигрантов. Именно отсюда для Юрия начался путь на профессиональный ринг. Уже на второй день пребывания в Америке он устроился на работу. «Мальчик на побегушках», — шутит он сейчас. Впрочем, престижность выбранной профессии в тот момент его волновала мало. Главное, что денег хватало на аренду жилья и оплату счетов. «Мне повезло с залом, — вспоминает Юра свои дни в США. — После первого же разговора с тренером он... предложил мне заниматься в зале бесплатно! Это была огромная удача! Наставник поверил, что я смогу добиться успеха, и это придало мне сил». Вера оказалась как нельзя кстати: пробиться в толкотне огромного числа таких же молодых и амбициозных боксеров оказалось делом непростым. «Очень многие считают, что американский бокс в основной своей массе «черный», — рассуждает Юра. — Но на самом деле он куда «разноцветнее». Испанцы, мексиканцы, русские, американцы, азиаты... Конкуренция впечатляющая. Многие из тех, кто приезжает в Америку с целью стать профессиональным боксером, не выдерживают, ломаются психологически и уезжают обратно». Юра не уехал. А через год состоялся его первый профессиональный бой...

Профессионал

Мексиканец с американским паспортом Израэль Феликс не был очень сильным бойцом. Однако к моменту встречи уже имел опыт выступлений на профессиональном ринге и даже побеждал на нем. Однако дебют Юрия оказался весьма скоротечен: Феликс был ошеломлен скоростью соперника, и уже в первом раунде рефери зафиксировали технический нокаут! Форман стал Форменом. Как еще могли его называть в Америке? «На тот бой собралось очень много моих знакомых, — улыбается Юра. — За день до этого я уволился с работы, но все мои коллеги в полном составе пришли поддержать меня! Когда я перелез через канаты, ребята подняли меня на руки и стали качать. Они меня до самой раздевалки несли». Эта победа открыла новую страницу в Юриной карьере. Страницу, на которой появилась фамилия легенды профессионального бокса Томми Брукса.

«Мне часто задают вопрос по поводу родства со знаменитым Джорджем Форменом. Я очень уважаю этого человека, но мне всегда больше нравился Майк Тайсон, — признается Формен. — Бой Тайсон — Раддок оказался первым, который я увидел по телевизору, и с тех пор Майк стал моим кумиром. Можете себе представить ощущения, когда я начал заниматься у человека, который в свое время тренировал самого Тайсона!» В послужном списке Брукса компанию Железному Майку составляют Эвандер Холифилд, Владимир и Виталий Кличко, Василий Жиров... Нюх на чемпионов не подвел наставника и на этот раз. За 5 профессиональных лет Юрий Формен не потерпел ни одного поражения в 24 боях!

«Опыт работы с Бруксом дал мне очень много для будущих успехов, — после того как в прошлом году знаменитый тренер переехал работать в другой штат, Юра был вынужден искать другого учителя. — Он сделал главное — «американизировал» мою систему боя. Создал тот самый сплав различных стилей, который до сих пор ошеломляет соперников и позволяет мне выигрывать бои». Имя Джо Грир в мире профессионального бокса не столь известно, как фамилия Брукс. Однако во время выступлений на ринге за ветераном вьетнамской войны прочно закрепилась слава «тафгая» («крутого парня»), и, по мнению Формена, в деле воспитания бойцовского характера равных ему нет. «Я всегда был очень дисциплинированным и собранным, что выгодно выделяло меня на фоне американских ребят, — говорит Юра. — И в этом мы очень похожи с моим нынешним тренером. Он не просто очень требователен, но обладает огромными знаниями в боксе!» Кстати, именно стараниями Грира в списке спарринг–партнеров Формена появилось немало известных фамилий, к которым кое–кто успел отнести даже... Василия Жирова!

Болея за Ляховича

На профессиональном ринге Василий имеет репутацию бойца со смертельной силой ударов — 90 процентов его боев закончились нокаутом. Никто подумать не мог, что никому особо не известный боксер первые свои 14 (!) боев закончит досрочными нокаутами. «Мы дружим с Васей и действительно несколько раз тренировались вместе, — смеется Юра. — Но я ставил обязательное условие, что он не будет бить в полную силу». Кстати, именно Жиров в свое время познакомил Формена с еще одним своим близким приятелем — Сергеем Ляховичем. Дальше телефонных разговоров знакомство это пока, правда, не пошло. Путь из Нью–Йорка до Феникса неблизкий, но эти тысячи километров не мешают ребятам следить за карьерами друг друга. «Я очень расстроился, когда Сергей проиграл бой Шэннону Бриггсу, — вспоминает Юра. — До сих пор не понимаю, как он мог так расслабиться в последнем раунде. Впрочем, вот увидите, он еще вернется! Данные Николая Валуева, конечно, впечатляют: иногда кажется, что, для того чтобы боксировать с ним, нужна лестница. Но вот его техника... В конце концов, Руслан Чагаев еще ниже, чем Ляхович, но именно он отобрал титул у Валуева! Главное — перебороть себя».

Перчатки на двоих

Бокс — спорт традиционно мужской. Однако именно на ринге Юрий Формен познакомился со своей будущей женой Лейлой. Сменившая в свое время изысканные наряды на боксерские перчатки фотомодель с ходу послала Формена в глубокий «нокаут». «Я никогда не думал, что моя жена будет боксером, — улыбается Юра. — Но Лейла — это нечто особое. Едва увидев ее, я понял, что мне совершенно все равно, каким видом спорта занимается эта девушка!» Впрочем, сегодня Лейла Лейдекер–Формен уже почти не боксирует, хотя временами молотит грушу вместе с Юрой, которому, по его собственному признанию, очень помогает присутствие в зале близкого человека. Сейчас Лейла занята на съемках своего фильма «Золотые перчатки», посвященного девушкам–боксерам. «Я чем могу помогаю ей в съемках, она переживает за меня на трибунах во время поединков, — рассказывает Юра. — Ведь никто, в конце концов, не поймет боксера лучше, чем другой боксер!»

Соло на нервах

Получив первый профессиональный гонорар, Юрий подарил Лейле шикарный ужин в самом шикарном ресторане Нью–Йорка. Оставшиеся деньги почти полностью ушли на оплату накопившихся счетов, однако по поводу своего будущего Формен уже не переживал. «Мнение о том, что все профессиональные боксеры — очень богатые люди, неверно, — по словам Юры, даже на вершине славы бойцы слишком сильно зависят не только от своего старания, но и от работы промоутеров. — Я часто общаюсь с Рики Хаттоном и точно знаю, что он не сильно расстроился после боя с Мейвейзером: свои 10 миллионов долларов получил в любом случае. Но таких — единицы. Остальным же приходится очень много работать, чтобы со временем выйти на такой уровень».

После недавней победы Юрия над Андреем Цурканом в бою за титул чемпиона США промоутер Джо Дегуардиа заявил, что «этот парень максимум через полгода просто обязан выйти на бой за мировой титул». Сегодня в рейтингах ведущих боксерских организаций Формен, уже давно имеющий израильский паспорт, но по–прежнему выступающий под белорусским флагом, обретается на 10 — 14–й строчках. Фамилии соперников, которые стоят между Юрием и чемпионским поясом, звучат более чем серьезно. Оскар де ла Хойя, Роман Карамзин, Кори Спинкс, Серхио Мартинес... Впрочем, Формена этот список, похоже, ничуть не смущает. Он уверен в себе и уже не раз демонстрировал, что умеет добиваться поставленной цели. А поэтому Юра просто тренируется, раз в неделю дает уроки бокса трудным подросткам, а в свободное время учится играть... на фортепиано! Кстати, следующим пунктом в списке жизненных приоритетов Формена, прямо вслед за заветным поясом, значится... Беларусь. «Я еще ни разу не приезжал в Гомель с момента нашего отъезда и намерен исправиться, — обещает Юра. — Идеально было бы приехать на родину чемпионом мира. А если бы удалось и какой–нибудь бой попутно провести — было бы вообще здорово!»

Сама жизнь простого гомельского парнишки, ставшего чемпионом Соединенных Штатов и замахнувшегося на славу великих бойцов прошлого, доказывает, что для наших нет ничего невозможного...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter