Парень из нашего города

Прототипом одного из героев «9 роты» стал могилевчанин — рядовой Андрей Мельников
Прототипом одного из героев «9 роты» стал могилевчанин — рядовой Андрей Мельников

Рядовой Мельников погиб 8 января 1988 года при обороне высоты 3234 — именно тот бой показан в «9 роте». А летом 88–го Андрею было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Женился в 17 лет

В квартире родителей Андрея Мельникова — Раисы Григорьевны и Александра Андреевича — портрет погибшего сына на самом видном месте. Он для них не столько Герой, сколько просто мальчишка, не вернувшийся с войны. Который всегда будет с ними рядом...

— Каким он был? — переспрашивает Раиса Григорьевна. — Высоким, крепким, косая сажень в плечах. Занимался спортом — дзюдо, самбо.

— А еще технику очень любил, — добавляет Александр Андреевич. — Поступил в СПТУ N 1 имени К.П.Орловского. И был чрезвычайно доволен — ну как же, теперь всю технику будет знать: и трактор, и комбайн, и бульдозер. Я раньше сам был бульдозеристом — работал на добыче золота. Думал и сына к этому делу подтянуть, да не успел...

Мой разговор с родителями Мельникова шел как–то нескладно. Отец Андрея на днях смотрел по телевизору кадры из «9 роты». И, увидев сцену боя, буквально заболел от переживаний. Рассказывая о сыне, периодически умолкал, стараясь сдержать слезы. Раиса Григорьевна же фильм смотреть не хочет — чтобы лишний раз не тревожить застрявшую в сердце занозу. Пока я разговаривал с Александром Андреевичем, она собирала мужа в больницу — о месте в лечебном учреждении договорились «афганцы», опекающие семью собрата по оружию.

Родители рассказывают, что Андрея Мельникова трудно было назвать примерным. Частенько приходил домой с синяками. И на вопросительный взгляд матери отвечал: «Это за справедливость — к девчонке в парке какие–то негодяи пристали. Пришлось вступиться».

А еще Андрей женился... в 17 лет. И в армию его вместе с родителями провожали жена Ольга и семимесячная Машенька.

— Нас было четверо закадычных друзей, — вспоминает друг Андрея Сергей Плюскевич, — Андрюха и три Сереги. Вместе мы и бузили, и на природу ездили. С Андреем мы даже вместе в армию призывались. Были в одной команде — 20 «А». Но я уехал служить на Дальний Восток, а он — в Афганистан. Я не знал, что он написал заявление с просьбой направить его в «горячую точку». Если бы знал, обязательно поехал бы вместе с другом. И, кто знает, может, и спас бы его от гибели. А там, глядишь, вывел бы Мельник свой сорт гвоздик. Долго он с цветами возился, селекционером хотел стать.

По рассказам всех, кто знал Андрея Мельникова, я пытался представить себе Героя таким, каким он был. И не получалось некоего канонического образа. Скорее, нечто противоположное: далеко не всегда послушный мальчишка, пропускающий занятия, не блещущий знаниями учащийся, не чурающийся драк пацан. В общем, далеко не пай–мальчик. Но потом подумал, что из таких вот отчаянных ребят и получаются, наверное, настоящие герои. Когда самому, без принуждения (пожелания, приказания) со стороны, надо делать свой выбор. Может быть, самый главный в своей жизни.

Трижды жертва

Андрея Мельникова в Могилеве не забыли. Здесь ежегодно проводятся турниры по дзюдо, посвященные памяти Героя. В музее агролесотехнического колледжа (бывшего СПТУ N 1) есть уголок, посвященный знаменитому учащемуся. Сюда каждый день идут мальчишки. Наконец, на Польском кладбище в Могилеве, у могилы Андрея Мельникова, воины–интернационалисты ежегодно чествуют память погибшего земляка. После «9 роты» на кладбище решил съездить и я. Оказался не единственным в своем желании. У памятника Андрею встретил ребят– «афганцев».

— Вчера фильм посмотрели, — сказал мне один из них, — и решили сегодня приехать помянуть Андрюшу.

Постояли, помолчали, покурили. К подножию памятника поставили стакан водки, положили кусочек хурмы и зажженную сигарету.

— Знаешь, — после паузы ошарашил меня «афганец», — а ведь сегодня ты мог и не увидеть здесь памятника.

Оказывается, вандалы держат на примете захоронение Героя. Первый раз бронзовый бюст пытались украсть два года назад. А буквально за день до премьеры «9 роты» вновь был совершен акт вандализма: неизвестные повалили постамент. Оставалось лишь оторвать бюст. Не получилось — их кто–то спугнул.

— Мы не стали рассказывать о случившемся родителям, — сказал председатель областной организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане Владимир Василенко. — Просто взяли и собственными силами поставили памятник на место. Уверен, если бы те, кто орудовал на кладбище, посмотрели фильм Бондарчука, зареклись бы поднимать руку на могилу. Настолько эта лента переворачивает душу...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter