Параллельный импорт не выгоден ни производителям, ни потенциальным инвесторам

Параллельные миры импорта

Вряд ли найдется хоть один покупатель, который бы не мечтал приобретать качественные товары подешевле. Представьте: вы заходите в аптеку и видите, что импортное лекарство вдруг подешевело в разы. Или цены на автокомпоненты зарубежных производителей вдруг перестали «кусаться». Просто прелесть! Именно такие перспективы рисуют сторонники концепции параллельного импорта: развитие конкуренции и снижение конечных цен на внутреннем рынке. Впрочем, не все в этом вопросе так однозначно. Корреспондент «Р» разбиралась, почему параллельный импорт является «серым», как он отпугивает потенциальных инвесторов, мешает собственным производителям и в конечном счете не позволяет потребителям существенно экономить.


Итак, что же это за явление — параллельный импорт? Это ввоз в страну товаров какой-либо торговой марки мимо официальных каналов продаж производителя. Условно говоря, такая альтернативная дистрибуция. Очень многие путают это явление с контрафактом. Но здесь стоит понимать: контрафактная продукция — это подделка, а параллельный импорт — это оригинальный товар, который попал в страну без разрешения дистрибьюторских сетей. В России, где идею параллельного импорта очень активно лоббирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), такое явление называют даже «антикризисной мерой». Чиновники говорят: между продавцами вырастет конкуренция, что повлечет за собой снижение цен. А выиграют от этого простые покупатели. 

На недавнем совещании по приоритетам внешней политики Александр Лукашенко поставил Правительству четкую задачу: серьезно заняться проблемой параллельного импорта и защитить внутренний рынок, как бы это ни было сложно. 

— Я попрошу правительство серьезно заняться проблемой параллельного импорта. У нас что, нет «Горизонта», «Атланта», других предприятий? Вы скажете: понятно, мы же в одном объединении и так далее. Ищите формы и методы работы так, чтобы внутренний рынок был защищен, как бы ни было сложно это для нас.

В мае этого года Евразийская экономическая комиссия приняла одно важное решение — она определила, что для отдельных видов продукции на территории ЕАЭС может быть разрешен параллельный импорт. Член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков, правда, конкретизировал, что при этом будут учитываться интересы всех стран. А они, к слову сказать, весьма неоднозначные.

По словам патентного поверенного Дениса Недвецкого, лоббируют вопросы параллельного импорта продавцы, которым выгодно купить определенный товар подешевле в одной стране и продать его подороже в другой. Если после уплаты всех пошлин и налогов продавец остается в плюсе, параллельный импорт ему интересен. Производитель же, как правило, старается контролировать весь процесс продаж, и если он видит, что его товар по таким схемам уже поступает в страну, инвестировать в экономику государства может стать невыгодным. 

Почему же сегодня антимонопольные органы в России и Беларуси выступают за введение параллельного импорта? Один из наиболее весомых доводов сторонников этой схемы — развитие конкуренции. Мол, если мы пустим в страну товары, которые будут продаваться здесь дешевле, остальные игроки также снизят цены. Но конкуренция — это борьба нескольких производителей, а когда мы говорим о «сером» импорте, производитель остается один. Конкурируют между собой его собственные товары, ввезенные по разным каналам. В результате это бьет по его прибыли, производителю это просто невыгодно. 

— В вопросах параллельного импорта всегда сталкиваются интересы двух категорий — продавцов и производителей. А что же выгодно государству? — задается справедливым вопросом Денис Недвецкий. — В ЕАЭС, например, таможенного контроля товаров на внутренних границах нет, только на внешних. И в союзе действует региональный принцип исчерпания права: то есть на ввоз оригинальных товаров извне должно быть разрешение правообладателя, а так называемый «серый» или параллельный импорт незаконен. Кроме того, государство, выступая против параллельного импорта, руководствуется и тем, что в стране есть собственные производства. Запрет параллельного импорта помогает и зарубежным компаниям, которые заинтересованы в открытии новых производств и создании рабочих мест на нашей территории.  Таким образом, отсутствие «серого» импорта оказывается выгодным и государству, и инвестору.

Помимо этого, работая в условиях параллельного импорта, потенциальный инвестор и зарубежный производитель видит четкий план: он рассчитывает на определенные продажи в конкретном регионе и конкурировать с собственным же товаром, но ввезенным по «серой» схеме, ему не интересно. Бизнесу нужны понятные правила игры. 

Руководитель департамента инновационных проектов Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд» Валентина Дынич приводит другие контраргументы:

— Никаких гарантий того, что товары, ввезенные по «серым» схемам, будут здесь стоить дешевле, чем у официальных дистрибьюторов, нет. Да, стоимость может быть немного ниже, но не существенно. В то же время либерализация параллельного импорта с неминуемым снижением контроля над ввозом соответствующей продукции может привести к массовому ввозу контрафакта. 

Прогнозируется, что доля подделок в сегменте автозапчастей, шин, одежды может доходить до 30—50%. Кроме того, есть и другие минусы: сократятся налоговые и таможенные поступления, ухудшится гарантийное и сервисное обслуживание. По мнению председателя Ассоциации «БелБренд» Альберта Таипова,  на текущем этапе риски от разрешения параллельного импорта в значительной степени перевешивают возможные положительные последствия для ценового уровня.

По оценке некоторых экспертов, параллельный импорт бытовой техники выведет из страны до 40% инвестиций в этом сегменте. Противники этого явления так и говорят: параллельный импорт негативно влияет на локализацию производства и, соответственно, инвестиции в экономику всего ЕАЭС.

МНЕНИЕ

Владимир КАРЯГИН, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства:

— Бизнес заинтересован в создании открытых, прозрачных правил игры. Это самое главное. Должна быть возможность честной конкуренции, для этого в ЕАЭС необходимо в ближайшее время усовершенствовать правоприменительную практику всех таможенных процедур, чтобы не развивались «серые» схемы и не возрастали затраты.

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter