Параллели двух меридианов

Что, казалось, может быть общего у двух городов, которые находятся на расстоянии тысяч километров друг от друга, на разных континентах? Лишь то, что оба эти города - самые молодые в своих странах, а это, согласитесь, вполне подходящий повод для сравнения и параллелей.
Что, казалось, может быть общего у двух городов, которые находятся на расстоянии тысяч километров друг от друга, на разных континентах? Лишь то, что оба эти города - самые молодые в своих странах, а это, согласитесь, вполне подходящий повод для сравнения и параллелей. Речь идет о нашем Новополоцке и китайском Шеньчжэне.

Первое сходство - молодость, оно же и различие. Как известно, Новополоцк в сентябре отпраздновал 45-летие, а вот Шеньчжэнь почти в два раза моложе своего белорусского собрата - ему всего 23 года.

Сходство второе - строились оба города с целью прежде всего экономической: Новополоцк как промышленный нефтяной и химический гигант, ориентированный на западные границы, а главное предназначение Шеньчжэня - стать воротами в тогда еще британский Гонконг. Тяжелой промышленности здесь нет, только легкая, еще активно развиваются информационные технологии. Ну и порт, конечно, - третий по обороту в Китае. Задача на ближайшие пять лет - войти в пятерку крупнейших портов мира.

Шеньчжэнь - первая в Китае специальная экономическая зона, обязанная своим рождением Дэн Сяопину и политике реформ. Сегодня это самый богатый и самый молодой город Поднебесной. Причем юность исчисляется возрастом не только самого города, но и его населения. Пожилых людей на улице практически не встретишь - средний возраст горожан 28 лет. Может быть, поэтому Шеньчжэнь - единственный город в Китае, где я увидела рекламу магазина секс-игрушек. В Пекине и Шанхае такие магазины тоже есть, только названий и вывесок у них нет - использовать слово "секс" в наружной рекламе запрещено. Но в Шеньчжэне, понятное дело, - свои правила, да и молодость...

В современном Китае есть поговорка: "Ты мог считать себя храбрым, пока не побывал в степях Маньчжурии, ты мог считать себя интеллектуалом, пока не побывал в Пекине, ты мог считать себя богатым, пока не приехал в Шеньчжэнь". И это правда: средняя зарплата - 450 долларов в месяц. Конечно, не везде. Взять, к примеру, 20 тысяч фабрик, на которых трудится в основном деревенская молодежь от 18 до 25 лет со всего Китая. Их зарплата - не более 50 долларов в месяц. Живут здесь же в общежитиях, питаются в фабричных столовых. Как говорил "дедушка Ленин", "научная система выжимания пота". Однако за рабочее место держатся крепко, работают старательно, выполняя и перевыполняя норму, - в сельской местности и работа потяжелее, и зарплата поменьше.

Ежедневно около 10 тысяч грузовиков с продукцией этих самых шеньчжэньских фабрик отправляются в Гонконг. Благо это рядом - практически в центре города. Я когда увидела колючую проволоку, идущую вдоль оживленной трассы, по которой ехал наш автобус, а за ней - непонятные вышки на почему-то пустынных холмах, не сразу сообразила, что к чему. "А это уже Гонконг, - объясняет переводчик Филипп, - видите вышки? Еще 6 лет назад там везде сидели британские солдаты, а сегодня никого нет". Он же разъяснил и насчет грузовиков. Многочисленные товары, которые производятся в Шеньчжэне, уходят в Гонконг без этикеток: их маркируют "сделано в Гонконге" и отправляют по всему миру, избегая таким образом квот на китайские товары. Так что в следующий раз, когда будете покупать что-либо, произведенное в Гонконге или Макао (там в приграничном Чжухае работает та же схема), - не обольщайтесь. Хотя, с другой стороны, качество таких товаров - вполне достойное. Я вот пару лет назад купила в Лондоне сапожки из Макао - до сих пор ношу.

То, что отличает Шеньчжэнь от остального Китая, роднит его с белорусским собратом Новополоцком: гендерный дисбаланс населения. Как известно, у нас в Беларуси женщин больше, чем мужчин. А вот в Китае совсем наоборот, в большом дефиците женщины: мужчин на 50 миллионов больше. А потому женщин в Поднебесной очень ценят. Везде, но не в Шеньчжэне, потому что здесь ситуация прямо противоположная: соотношение сильного пола к прекрасному 1:4. А все потому, что основными работниками тех самых 20 тысяч фабрик являются молодые девушки. "Лимита", по-нашему. Конечно, тоже мечтают выйти замуж за городского, а если повезет - то и за миллионера, которых здесь пруд пруди. Везет не всем. С замужеством сложновато, но можно устроиться любовницей к приезжим из Гонконга. В финансовом плане тоже неплохо, а потому многие девушки выбирают именно такой путь.

Новополоцк и Шеньчжэнь разделяют тысячи километров. Но, на мой взгляд, есть нечто общее, что их объединяет: люди, которые и в Европе, и в Азии стремятся к лучшей жизни. Причем не только стремятся, но и создают эту лучшую жизнь собственными руками каждый день. И, конечно, у обоих городов есть Минск. Для новополочан - это столица их страны, а для шеньчжэньцев - отличный аттракцион на морском берегу. Тот самый, который устроен на борту легендарного крейсера "Минск".

Шеньчжэнь - Пекин.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter