Парадоксы деревни Журавлевка

Прошлой весной по подозрению в получении взятки был задержан заместитель директора Гомельского радиозавода...

Прошлой весной по подозрению в получении взятки был задержан заместитель директора Гомельского радиозавода. О случившемся тогда мало кто узнал за пределами предприятия. Между тем это событие — отзвук нашей публикации «Там хочется жить» («СБ» за 23 сентября 2011 года). Речь идет о принадлежащих заводу 24 кирпичных особняках в деревне Журавлевка под Гомелем. Дома в живописном месте пустуют с начала века, при том, что желающих купить их хватает. На этом парадоксе некоторые даже пытаются подзаработать.


Без перемен


В автобус на остановках подсаживаются люди с полными корзинами. Места грибные, чистые, незасиженные. И рукой подать до Гомеля. Для дачника — рай. Но Журавлевка уже много лет пребывает в состоянии комы. Здесь откровенно тоскуют по прежним временам, когда кипела жизнь, дети — свои и приехавшие на каникулы — толпой бегали по округе. Теперь работы нет, почти вся молодежь разбежалась. И фоном ситуации — целая улица шикарных пустых домов.


...За год тут мало что изменилось. Что с кирпичами сделается — стоят коробки, как стояли. Редкие прохожие из местных пожимают плечами:


— Да вроде с тех пор особой активности не видно было. Разве что окна зачем–то позабивали листами ДВП — «законсервировали». А покупатели все время интересуются. Вот только вчера грибники останавливались, спрашивали, можно ли купить. Мы всех на радиозавод отправляем. Больше они не возвращаются.


Если год назад внутри домов еще можно было нащупать вполне прочный пол, то теперь сгнило и провалилось все, что могло сгнить. Здоровенный гвоздь впивается в подошву, пока осматриваю интерьеры постройки, которая почему–то избежала «консервации».


Напомню, в этих особняках когда–то жили работники процветавшего подсобного хозяйства радиозавода. В начале 2000–х хозяйство развалилось. Люди разъехались, бросив ведомственные дома. Их бы продать — благо есть спрос. Но собственник почему–то никак не может назвать цену.


Купить бы рад...


Год назад, когда я звонил на Гомельский радиозавод под видом покупателя, мне с тяжким вздохом сообщили, что цена выяснится «месяца через два». Сегодня на сайте предприятия висит вполне конкретное объявление: «Гомельский радиозавод имеет в собственности 24 домика в деревне Журавлевка... Дома выставлены на продажу. Более подробную информацию можно получить по телефону...» Набираю. После долгих переключений и предложений перезвонить «через часок» получаю номер мобильника: «Там, наверное, в курсе...»


Собеседница в трубке непреклонна:


— Мы никому ничего не продаем!


— Так на сайте же написано...


— Сейчас разберусь с нашим маркетингом, что они там выставили... Перезвоните к концу дня.


Главный инженер Николай Ковалев, с которым я пообщался после, бодро заверил: недостатки, обозначенные прошлой публикацией, устранены сразу же! А в объявлении все правда, дом может купить каждый. Но цену так и не назвал:


— Ее определяет оценочная комиссия.


— А где найти эту комиссию?


Оказывается, единственный работник, который якобы знает подробности, — в командировке. Будет через несколько дней.


Собственно, этими завтраками наелись уже многие из тех, кто пытался купить у завода дом...


Николай Николаевич все же уточнил: готовится передача построек райисполкому. Надеется, что произойдет все уже в нынешнем году. Впрочем, в райисполкоме я не нашел никого, кто в курсе этих планов...


Криминальный подтекст


Вообще, стоит отметить легкий туман, которым покрыты все эти затянувшиеся приключения государственной, по сути, собственности. Комментарии чиновникам и год назад, и теперь давались трудно, показания путались, звонки с предложениями «согласовать» текст поступали мне исправно. Даже арест немелкого руководителя, который подозревался в попытке заработать на продаже домов, прошел тихо. Взяли человека в марте — информация об этом попала в газеты только недавно — после суда.


В Следственном комитете поделились некоторыми обстоятельствами этого дела. Якобы некая московская фирма, узнав о пресловутых домиках, пожелала их купить для «развития агротуризма». По данным следствия, заместитель директора радиозавода «за содействие в оформлении документов по отчуждению 25 зданий» попросил 3 тысячи долларов. Посредника, который вез часть суммы, задержали на подступах к заводу. Потом на рабочем месте надели наручники на потенциального адресата. Ему было предъявлено обвинение в получении взятки, но впоследствии районный суд статью смягчил. Руководитель признан виновным в подстрекательстве к даче взятки и мошенничестве (считается, что он не мог реально влиять на сделку). Приговор — 4 года лишения свободы с конфискацией имущества и отсрочкой на два года. Точка тут еще не поставлена. Прокуратура намерена добиваться более жесткого наказания.


Как бы то ни было, домики опять остались без нормального хозяина.


Шанс есть


Пока здания догнивают изнутри, на другом конце деревни кипит работа. Идет восстановление построек бывшего подсобного хозяйства. С недавних пор это проект гомельской строительной компании СНД. Заместитель директора Юрий Соляников полон оптимизма:


— Хотим создать здесь современный агропромышленный комплекс!


Собственно, стройка уже дала работу 20 жителям Журавлевки и окрестных сел. В планах — развитие животноводства, сопутствующих производств... Читай — реанимация деревни.


— Надеюсь, в следующем году уже начнем производство. Нам понадобятся работники, молодежь, а им — жилье, — Соляников не скрывает планов относительно пресловутых особняков. — Мы этих домиков добиваемся с тех пор, как затеяли этот проект. Хотим восстановить, провести воду, газ — и передать ключи людям.


Разумеется, наиболее интересным вариантом для инвестора видится приобретение «забросов» за одну базовую величину. Насколько этот вариант интересен продавцу, понять пока сложно. Поскольку вообще неясно, кто фактический хозяин и что у него на уме.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter