Почему на прилавках засилье иностранной бутилированной воды

Парадоксы чистой воды

Вообще–то бутилированная вода попадает к нам на стол двумя путями. Либо производитель бурит собственную артезианскую скважину и качает оттуда натуральный продукт. Либо подвергает тысяче и одной манипуляции взятый из водозабора «полуфабрикат». Именно так и действуют крупные транснациональные корпорации: сначала отфильтровывают, фактически дистиллируют, затем, будто суп специями, насыщают ее искусственными минералами и смесями солей, превращая лишь в солевой аналог. К безопасности такой воды, замечают в НПЦ Академии наук по продовольствию, вопросов нет. Всем необходимым нормам и регламентам она соответствует. Но, обращает внимание ассистент кафедры медицинской реабилитации Гродненского государственного медицинского университета, в свое время много лет возглавлявший Республиканский центр по санаторно–курортному лечению и оздоровлению населения, Николай Мазур, не остается в ней никаких полезных природных микроэлементов:

— А значит, как показывают проводимые на кафедрах клинические испытания, такие солевые аналоги значительно уступают природной воде, они не оказывают на организм человека никакого лечебного эффекта.


Рыночные же реалии таковы. Прилавки между природной и «обработанной» водой поделены примерно поровну. Импортной воды в нашу страну, согласно данным Белстата, в 2016 году завезли на сумму чуть более 9,3 миллиона долларов. Зачем? К примеру, нужна ли нам родниковая вода из Литвы, когда у самих подобного природного богатства хоть пруд пруди? Более того, замечает начальник управления по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Мамчик, запасы подземной пресной воды используются не на полную мощность:

— По нашим подсчетам, уже сейчас мы можем добывать около 6 миллионов кубометров пресной воды в сутки. И это далеко не все имеющиеся запасы. Ресурсный потенциал гораздо больше. Ключевой момент — качество. Есть проблема, от которой никуда не уйдешь, — повышенное содержание железа. Особенно учитывая, что предприятия по розливу бутилированной воды зачастую строятся ближе к инфраструктуре, то есть к крупным городам, где такая проблема — не редкость. Речь об окрестностях Минска в частности. В большинстве случаев рядом со скважинами приходится ставить станции обезжелезивания, а это уже хоть и минимальная, но водоподготовка, что, по европейским стандартам, автоматически исключает воду из числа природных. Наша задача — выделить и оценить участки, где можно вести добычу без всякой водоподготовки на протяжении долгого времени.
Сергей Мамчик
фото евгения колчева

Сергей Мамчик перечисляет: в первую очередь инвесторам стоит обратить внимание на Вороновский, Барановичский, Солигорский, Осиповичский и Калинковичский районы. Николай Мазур добавляет: еще и на Лельчицкий. Но даже обозначенные там участки требуют дополнительного изучения. Именно поэтому многим организациям пока проще, выгоднее и дешевле заниматься не добычей воды, а ее «восстановлением».

Воды минеральные — и вовсе отдельная тема. Беларусь — по сути, один большой курорт, край санаториев. Всего, к слову, в нашей стране разведано 12 бальнеологических групп минеральных вод. А источников — более 160, редкая европейская страна может похвастаться такой природной кладовой. Их тип, говорит Николай Мазур, формируется столетиями, и конкретная природная обстановка влияет на ионно–солевой состав и минерализацию, создает особую гидрохимическую группу. Заведующая кафедрой физиотерапии и курортологии БелМАПО, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения по физиотерапии Анна Волотовская вводит в курс дела:

— Минеральные воды — это дополнительный метод лечения. Их прием мы подключаем, когда заболевание (а их спектр достаточно широк: болезни желудочно–кишечного тракта, мочеполовой системы, сахарный диабет и другие) перешло в фазу выздоровления или ремиссии. Острые проблемы таким способом не лечатся. Наибольший, кстати, эффект оказывают не бутилированные воды, а непосредственно из источников.

ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО

А нужно ли вообще бороться с импортом, если, скажем, вод, сравнимых по составу со знаменитыми лечебными «Ессентуками», у нас нет? Хотя вот, к примеру, линейка хлоридно–натриевых вод представлена действительно широко, обращает внимание Сергей Мамчик:

— Есть и сульфатно–хлоридно–натриевые. Но наша геология интересна тем, что в недрах есть воды с еще более интересным составом, являющиеся аналогами зарубежных марок. Перспективные для освоения участки уже выделены. Пример — производство точно таких же, как в литовском Друскининкае, бутилированных минеральных вод можно организовать в Гродненском районе. Или минеральной воды, аналогичной по составу французской Vittel, — на Витебщине...

КОМПЕТЕНТНО

Виталий Соловьев, главный специалист отдела технологии алкогольной и безалкогольной продукции Научнопрактического центра Академии наук по продовольствию:

— Говорить о том, что все транснациональные корпорации воду  нам поставляют, не совсем корректно. Некоторые производят здесь. Почему именно методом очистки и «доведения до кондиции» при помощи солей? Подход такой. Согласно корпоративным стандартам, несмотря на то, что воду того или иного бренда разливают в разных странах по всему миру, быть она должна абсолютно одинаковой в любом государстве, вне зависимости от геологических реалий. Кстати, определенные сомнения возникают по поводу используемых солей. Хотя речь идет о слишком серьезных организациях, чтобы допускать мысль, будто они могут спустя рукава относиться к безопасности. Но, конечно, такая вода будет отличаться от артезианской: в ней всего несколько основных солей кальция, магния, натрия. В отличие от воды, добываемой из источника, которая щедро обогащена нужными для организма макро– и микроэлементами.

КСТАТИ

В 2019 году должен вступить в силу новый технический регламент ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», который обяжет производителей четко указывать на этикетке, является ли вода природной или обработанной. Нынче же и та и другая может обозначаться термином «питьевая».

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter