Почему театр снова в моде

Парадоксов круг

«Билетов нет!». Сколько раз в своей жизни вы слышали эту фразу у окошка театральной кассы? Наверное, множество. Фраза может иметь варианты из уст администратора: «Свободных мест нет», «Билеты проданы…», «На вас не было прогнозов…» Казалось бы, столько раз театру как художественному и социальному институту за всю его историю предрекали полный финиш и гибель (cегодня видим этот тезис на новом витке разгоряченных споров: какая форма «театр‑дом» или «театр‑отель» наиболее жизнеспособна?). Но театр снова не умирает. И заметим, что и в доме, и в отеле важно своевременно проветривать помещение и делать влажную уборку. 

Театр вошел в систему развлечений нового поколения белорусских зрителей.
фото  белта.

Сегодня достать билет на модный, или, как говорили раньше, дефицитный, спектакль непросто. За живую жизнь человеческого духа на сцене зритель готов заплатить. На премьерные показы в столичные театры надо покупать билеты загодя. Так же загодя стоит позаботиться и о том, чтобы попасть на интересный фестивальный или гастрольный показ. У каждого театра сформирован свой круг преданных поклонников, не пропускающих ни одной премьеры. Массовый зритель по‑хорошему всеяден и незлопамятен, готов прощать творцам промахи и неудачи, пусть иногда с таким же жаром, с каким бежал в театр, после представления бежит в гардероб, атмосфера здоровой конкуренции этим броуновским движением создается. 

Театры закрыли сезон и ушли в летние отпуска, но апофеоз сезона был впечатляющий: премьеры «Шляхтiц Завальня…» в театре им. Я.Купалы, или «Фальшивая нота» в Театре‑студии киноактера, или «Карманный театр» в «Территории мюзикла» и многие другие премьеры прошли при аншлагах. Это показательно и удивительно, учитывая, что премьеры состоялись в традиционный шашлычно‑дачный период. Не обделены вниманием и независимые площадки. Каждый раз приходишь в какое‑нибудь креативное городское пространство и удивляешься: яблоку негде упасть! И даже несмотря на то, что тематика независимых спектаклей далека от комедийной, чуткий белорусский зритель готов вникать, сопереживать, думать по тому или иному вопросу, неустанно работая серым веществом головного мозга. 

В какой‑то момент произошла незаметная смена поколений зрителей, и этому новому поколению волнующий запах кулис оказался не чужд. Появились театральные блогеры, считывающие театральные смыслы через призму модных тенденций и веяний, звезды инстаграм и других социальных сетей считают своим долгом сделать селфи у оркестровой ямы, аквариума или камина — смотря что встретится в затейливой архитектуре театрального заведения.

Вселяют оптимизм и постоянные будничные вопросы, встречающиеся в сети: «На какой спектакль посоветуете сходить?», а также бесконечные списки самых интересных спектаклей с выяснением их художественной значимости… Театр находится в постоянной зоне общественного внимания, его обсуждают, им гордятся, за него переживают. К актерам и режиссерам зачастую обращаются совсем не по театральным вопросам, потому что для многих они являются лидерами мнений и нравственными авторитетами. Театр включен в белорусский культурный код, радостно, что мы его не потеряли. Для кого‑то он модный или статусный аксессуар в повседневных буднях, для кого‑то — душевная потребность. Любовь к нему не иссякает, после летнего перерыва снова забурлит театральная жизнь, в которой, как всегда, будут и открытия, и разочарования. Зрительские сердца готовы биться в унисон с любым, даже самым фантасмагорическим режиссерским замыслом. Круг театральных парадоксов готов принимать в свои ряды новых поклонников, дилетантов и романтиков.

Добрый зритель в 9‑м ряду. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter