Сегодня достать билет на модный, или, как говорили раньше, дефицитный, спектакль непросто. За живую жизнь человеческого духа на сцене зритель готов заплатить. На премьерные показы в столичные театры надо покупать билеты загодя. Так же загодя стоит позаботиться и о том, чтобы попасть на интересный фестивальный или гастрольный показ. У каждого театра сформирован свой круг преданных поклонников, не пропускающих ни одной премьеры. Массовый зритель по‑хорошему всеяден и незлопамятен, готов прощать творцам промахи и неудачи, пусть иногда с таким же жаром, с каким бежал в театр, после представления бежит в гардероб, атмосфера здоровой конкуренции этим броуновским движением создается.
Театры закрыли сезон и ушли в летние отпуска, но апофеоз сезона был впечатляющий: премьеры «Шляхтiц Завальня…» в театре им. Я.Купалы, или «Фальшивая нота» в Театре‑студии киноактера, или «Карманный театр» в «Территории мюзикла» и многие другие премьеры прошли при аншлагах. Это показательно и удивительно, учитывая, что премьеры состоялись в традиционный шашлычно‑дачный период. Не обделены вниманием и независимые площадки. Каждый раз приходишь в какое‑нибудь креативное городское пространство и удивляешься: яблоку негде упасть! И даже несмотря на то, что тематика независимых спектаклей далека от комедийной, чуткий белорусский зритель готов вникать, сопереживать, думать по тому или иному вопросу, неустанно работая серым веществом головного мозга.
В какой‑то момент произошла незаметная смена поколений зрителей, и этому новому поколению волнующий запах кулис оказался не чужд. Появились театральные блогеры, считывающие театральные смыслы через призму модных тенденций и веяний, звезды инстаграм и других социальных сетей считают своим долгом сделать селфи у оркестровой ямы, аквариума или камина — смотря что встретится в затейливой архитектуре театрального заведения.
Вселяют оптимизм и постоянные будничные вопросы, встречающиеся в сети: «На какой спектакль посоветуете сходить?», а также бесконечные списки самых интересных спектаклей с выяснением их художественной значимости… Театр находится в постоянной зоне общественного внимания, его обсуждают, им гордятся, за него переживают. К актерам и режиссерам зачастую обращаются совсем не по театральным вопросам, потому что для многих они являются лидерами мнений и нравственными авторитетами. Театр включен в белорусский культурный код, радостно, что мы его не потеряли. Для кого‑то он модный или статусный аксессуар в повседневных буднях, для кого‑то — душевная потребность. Любовь к нему не иссякает, после летнего перерыва снова забурлит театральная жизнь, в которой, как всегда, будут и открытия, и разочарования. Зрительские сердца готовы биться в унисон с любым, даже самым фантасмагорическим режиссерским замыслом. Круг театральных парадоксов готов принимать в свои ряды новых поклонников, дилетантов и романтиков.