Парадокс Сократа

Или как скейт, провезенный через полмира, помог нашим школьникам одержать победу...

Как скейт, провезенный через полмира, помог нашим школьникам одержать победу на Международном турнире юных физиков в Пекине

Маленькая комната ничем не выдает увлечения всей их жизни.

Несколько компьютеров, много книг, мебель — лишь самая необходимая, в воздухе — легкие ноты кофе. Так и есть. Здесь знаниям, полученным из собственноручно выполненных опытов, только придают нужную «огранку». Творческая лаборатория юных физиков в лицее БГУ — чуть дальше по коридору. После поиска верного решения к задаче про гейзеры вид у нее непривлекательный, поэтому разговор о главном интересе их жизни из экспериментального центра вновь перемещается в теоретический «штаб».

Здесь «ковало» себе медали не одно поколение олимпиадников и участников турниров. С недавних 40-й Международной олимпиады школьников по физике, которая проходила в Мексике, и Международного турнира юных физиков (Кубка мира по физике) в столице Китая ребята вновь вернулись с наградами. Каждый — Игорь Каргин, Максим Горлач, Антон Дашкевич, Анна Митьковец и Михаил Гущин — из мексиканской Мериды привез по медали. Итого в копилке юных белорусских физиков три новых «серебра» и две «бронзы». Еще у пятерки — Андрея Ачаповского, Сергея Глушко, Александра Мамойко, Ирины Сугако и Станислава Петруши — командная победа: бронзовая медаль в Кубке мира по физике.

Главные тренеры белорусской сборной преподаватели физфака БГУ Леонид Маркович и Анатолий Слободянюк объясняют достижения своих воспитанников так называемым парадоксом Сократа. Чем больше человек совершает открытий, тем больше получает вопросов, считал древнегреческий философ. При подготовке к олимпиадам и турнирам исследовательские задачи плавно перетекают в инженерные, а школьная программа восходит к вузовской. Возможность получать новые знания опытным путем подзадоривает ребят и зажигает в их глазах блеск неподдельного интереса к предмету. Стены лицея БГУ уже много раз мужественно выдерживали шумные, пыльные, дурно пахнущие эксперименты физиков.

Олимпиадник и участник турнира со стажем, а теперь уже второкурсник радиофизического факультета БГУ и один из тренеров белорусской сборной Иван Антипов вспоминает, как самому приходилось штудировать вузовские учебники по физике. А еще нужны глубокие знания по математике, информатике, английскому языку, признанному рабочим на всех международных турнирах. При этом география участников белорусской сборной не ограничивается столицей. Борисовчанин Игорь Каргин, например, в течение многих лет трижды в неделю посещал факультативы в столичном лицее, приезжал сюда на сборы. 11 часов физики в неделю для ребят не предел. Покидать творческую лабораторию за полночь им тоже не привыкать. Плюс курсы по иностранному, так как школьных часов ребятам было мало для нормального владения английским. На турнире, например, на иностранном нужно не только объяснить ход своих мыслей при решении задач, но и достойно выдержать каверзные вопросы оппонентов, дать рецензию на качество выступления других команд во время так называемых физических боев.

— Если олимпиада подобна спринту, то турнир — это огромная стайерская дистанция. За год до участия в нем команда получает список из 17 экспериментальных задач, каждая из которых ставит перед собой некую научную проблему. От ребят требуются исследовательские навыки и умение работать в команде. Время одиночек в науке давно прошло, и поэтому роль турнира для дальнейшего интеллектуального взросления и профессионального роста его участников огромна,— считает Иван Антипов.

Исследования школьников могут конкурировать по серьезности и глубине раскрытия темы с курсовыми работами четверокурсников вузов. Часто становятся основой для публикаций в таких авторитетных журналах, как «Квант», «Фокус», «Репетитор». Но совершенно точно можно сказать, что даже эти достижения будущих белорусских Ньютонов предстали миру не во всем блеске. Раскрыться в полной мере юным физикам мешают совсем не детские проблемы.

— Существуют проблемы с оборудованием, на котором нам приходится работать: многое досталось в наследство от расформированных лабораторий и часто пылилось где-то на складах. Катастрофически не хватает высокотехнологичного оборудования, например высокоскоростной камеры для проведения опытов, а иногда даже гирь, термометров… Но жаловаться на материальную базу лицея, зная об обеспеченности региональных школ, где нет зачастую даже самого элементарного оборудования, было бы грешно… — в один голос твердят Леонид Маркович и Иван Антипов.

У вчерашнего выпускника лицея, а сейчас студента Андрея Ачаповского свои тревоги. Далеко не всегда олимпиадник и участник турнира — одно лицо. Андрей, как исследователь по натуре, предпочел олимпиаде участие в турнире. Но перед этим ему, как и Ирине Сугако, пришлось выдержать строгое ЦТ. Нужно было дополнительно готовиться к экзаменам, хотя на носу уже была поездка в Пекин. О том, что лицеисты зачислены в ряды первокурсников БГУ, узнали лишь в Поднебесной и только тогда смогли вздохнуть спокойно. Участникам из других стран волнения белорусов понять было сложно. В отличие от нашей страны, где основанием для зачисления в вуз без экзаменов является лишь победа на олимпиаде, за рубежом и любой участник турнира может претендовать на это право.

— В этом году одна из задач была посвящена технике катания на скейтборде, в частности умению разогнаться, не отталкиваясь от земли. На турнире очень ценятся живые демонстрации, и, для того чтобы доказать верный ход нашего решения, пришлось захватить с собой скейт. С нами он проехал полмира, ведь самым экономным маршрутом оказался перелет через Дубаи в ОАЭ,— с улыбкой вспоминает Александр Мамойко.

Физики — веселые и находчивые. Вопросом, что будет, если радиус флейты окажется значительно больше обычного, их в тупик не поставишь. Услышав такой вопрос однажды, кто-то из участников турнира не растерялся и обратился со встречным: «А какой рот нужно иметь, чтобы в нее дуть? … «Резонно: юным Ньютонам привычнее решать реальные, практически применимые в жизни задачи.

На снимке: студенты БГУ Александр Мамойко, Андрей Ачаповский, Станислав Петруша, Сергей Глушко, Иван Антипов и Ирина Сугако.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter